Афина Паллада
Искусство Италии 15 века. Ренессанс.
Афина Паллада, фрагмент картины Сандро Боттичелли «Паллада и Кентавр».
В картине «Афина Паллада и Кентавр» флорентийский художник следовал требованиям гармонии линии, выразительности и чистоты силуэта, утонченной экспрессии, одухотворенности.
В то время, когда многие современники с помощью светотени или внимательного изучения анатомии и системы пропорций стремились придать фигурам реалистическое жизнеподобие, Сандро Боттичелли отдавал предпочтение удлиненным, тонким и изящным, почти абстрактным в своих силуэтах, бесплотным фигурам, которые удивительно напоминают нам готические статуи.
Кажется, что истоки утонченного и элегантного стиля Боттичелли восходят к традициям флорентийских ювелиров и миниатюристов. Как и эти мастера, художник стремился добиться абсолютного совершенства линии, до такой степени тонкой и точной, чтобы с ее помощью иметь возможность передать эффект прозрачности материала и воспроизвести рукописную страницу с такой точностью, чтобы зритель мог прочесть каждое слово.
Классическая Афина Паллада покровительствует героям и защищает общественный порядок. Поэтому одним из вариантов создания сюжета картины «Афина Паллада и Кентавр» считалось, что Афина Паллада олицетворяет победу клана Медичи над участниками заговора Пацци или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля. Афина, в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Ее атрибуты – змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины (Палладий) якобы упала с небес; отсюда ее имя – Афина Паллада.
В римской мифологии богине соответствует Минерва.
Перейти к следующей работе мастера ►