Элеонора Толедская с сыном Джованни ди Медичи
Искусство Италии 16-го века
Картина Анджело Бронзино «Элеонора Толедская с сыном Джованни ди Медичи». Размер
картины 115 x 96 см, дерево, масло. Тип официального парадного портрета окончательно
складывается в творчестве Бронзино в 1540-е годы. В многочисленных портретах 1540–1550-х годов
исчезает оттенок тревожной неуверенности, усиливается внешняя репрезентативность и эффектность. Стремясь подчеркнуть
дистанцию между зрителем и портретным образом, художник избегает теперь намека на живые
человеческие чувства и черты характера, прячет их под маской чопорной надменности, ледяного бесстрастия.
В представленном здесь знаменитом портрете супруги Козимо Первого Элеоноры Толедской с сыном, флорентийская герцогиня
восседает с торжественной неподвижностью идола. Жесткая пластичность живописной манеры, колорит, построенный
на сочетании холодных, но не переливчато-неопределенных, как у Пармиджанино, а резко локальных тонов: голубого фона,
синего одеяния мальчика, серебристого, расшитого темно-пурпурными и тускло-золотыми узорами платья
герцогини – подчеркивают безжизненную застылость образов. Бесстрастие, надменная замкнутость, статуарность
портретов Бронзино тесно связаны с их парадно-официальным характером и в то же время свидетельствуют о
нарастающем равнодушии мастера к человеку. Недаром во многих его портретах блестяще, с натуралистической
иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание художника и становятся более
выразительными, чем лицо; таково великолепное парчовое платье в портрете Элеоноры или виртуозно написанная
прозрачная полосатая ткань в женском портрете из Турина (1550-е годы).
Перейти к следующей работе мастера ►