Мадонна в гроте
Leonardo da Vinci. Леонардо да Винчи, его картины и творчество ►
Искусство Италии 15 и 16-го веков
Не получив от Леонардо да Винчи обещанной картины «Мадонна в гроте», заказчики возбудили против него тяжбу, тянувшуюся около двадцати лет. Только между 1505 и 1508 годами ученик Леонардо Амброджо де Предис под непосредственным руководством самого мастера закончил (с некоторыми изменениями в деталях) повторение картины «Мадонна в гроте», которое было передано заказчикам.
Ныне это произведение, сильно уступающее в художественном отношении луврскому варианту, находится в Лондонской Национальной галерее.
Размер работы 189,5 x 120 см, дерево, масло.
В этом произведении художник Леонардо да Винчи внес новое в приемы изображения фигур и лиц девы Марии, ангела, младенцев Христа и Иоанна Крестителя с помошью игры света. Во втором варианте картины светотень подчиняет себе цветовое решение, ибо как истый флорентиец Леонардо в своих высказываниях ставил колорит на последнее место среди других средств живописного искусства. Правда, его собственная живописная практика опровергала такие утверждения – в отличие от многих флорентийских мастеров он обладал более развитым чувством цвета.
Оно и сказывается в этой картине – в объединяющем ее цветовом тоне, проблески которого улавливались еще в «Мадонне с цветком», но который еще не встречался в крупных монументальных произведениях. Тон этот далек от богатых хроматическими оттенками великолепных тональных гармоний венецианских мастеров, но в колорите «Мадонны в гроте» – хотя картина эта потемнела от времени – есть ощущение того внутреннего единства, которое отличает все это произведение в целом.