Мальчик, раздувающий лучину
Живопись позднего возрождения и маньеризма
Картина испанского живописца Эль Греко «Мальчик, раздувающий лучину». Размер картины 67 х 89 см, холст, масло.
Полное название этого произведения великого испанца – «Мальчик, раздувающий лучину, в компании дурачка и обезьянки». Первый вариант этой работы хранится в музее Прадо в Мадриде.
Эль Греко в своём полотне использует эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то "внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине.
Тот же принцип применен художником и в их резких неожиданных ракурсах. Описание этой работы иногда можно встретить под названием
«Аллегория испанской пословицы с мальчиком и лучиной в компании обезьянки и дурачка».
В I столетии нашей эры знаменитый римский писатель и историк Плиний Старший (Гай Плиний Секунд) в своём энциклопедическом труде «Естественная история» («Naturalis Historiae», XXXVII, тридцать семь книг) в 35 томе описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии времён Александра Македонского, который назывался «Мальчик, раздувающий огонь». Плиний в своём сочинении рассказывал, что «Антифила почитают за его картину, изображающую юношу, дующего на огонь. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI столетия. Эль Греко заинтересуется этим сюжетом и напишет свою версию картины. Это теплое по своей атмосфере произведение испанского художника свидетельствует о мастерстве Эль Греко-портретиста в передаче светотеней.
Собственно, эта работа не является характерной для Эль Греко. Большего мастерства он добивался в изображении небес. В картинах Эль Греко небо, напоенное сиянием мерцающего света, с парящими фигурами ангелов и святых, или драматически сумрачное, подобное бездонной темно-синей бездне, которая открывается в прорывах вихревых облаков, воспринимается как олицетворение высшей божественной силы. К небу устремлены все помыслы живущих на земле, охваченных состоянием единого духовного озарения. Это состояние проявляется либо в исступленном страстном порыве души, взыскующей небесного блаженства, либо в созерцательном, углубленном постижении потустороннего мира.