Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Микеланджело Образ Христа на фреске Страшный Суд

Образ Христа на фреске Страшный Суд

1536-1541. Алтарная стена Сикстинской капеллы, Ватикан.

Микеланджело Буонарроти, фрески, картины и скульптуры ►

Искусство Италии 16-го века
Фрагмент фрески Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд». Размер росписи 1370 x 1220 см. В 1534 году Микеланджело переехал в Рим. В это время папа Климент VII обдумывал тему фресковой росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. В 1534 он остановился на теме Страшного суда. С 1536 по 1541, уже при папе Павле III, Микеланджело работал над этой огромной композицией. Прежде композиция Страшного суда строилась из нескольких отдельных частей. У Микеланджело она представляет собой овальный водоворот нагих мускулистых тел. Фигура Христа, напоминающая Зевса, расположена наверху; его правая рука поднята в жесте проклятия тем, кто находится слева от него. Произведение наполнено мощным движением: скелеты встают из земли, спасенная душа поднимается вверх по гирлянде из роз, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками.

Фреска «Страшный Суд» стала отражением растущего пессимизма Микеланджело. Одна деталь Страшного суда свидетельствует о мрачном настроении художника Микеланджело и представляет его горькую «подпись». У левой ноги Христа находится фигура святого Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Черты лица святого напоминают римского писателя и гуманиста Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее Даниеле да Вольтерра и другие художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах фрески Страшного суда Микеланджело). Лицо на снятой коже святого Варфоломея – автопортрет художника.

Ноты трагического отчаяния усиливаются в росписи капеллы Паолина в Ватикане (1542–1550), где Микеланджело исполнил две фрески – «Обращение Павла» и «Распятие Петра». В «Распятии Петра» люди в оцепенении взирают на мученическую смерть апостола. В них нет силы и решимости противостоять злу: ни гневный взгляд Петра, образ которого напоминает требующих возмездия мучеников «Страшного суда», ни протест юноши из толпы против действий палачей не могут вывести застывших в неподвижности зрителей из состояния слепой покорности.