Обращение святого Павла
Искусство Италии 16-го века
Картина Пармиджанино «Обращение святого Павла». Размер картины 177,5 x 128,5
см, дерево, масло. Образ человека в искусстве маньеристов не только теряет
героическую значительность, наполняется ощущением смятения, тревоги, но и,
постепенно подчиняясь условному, сугубо аристократическому идеалу, утрачивает
содержательность и самостоятельное значение. Отказ от ренессансного реализма,
стремление противопоставить действительности мир субъективной фантазии художника
(который один из теоретиков маньеризма, Федериго Цуккари, позднее назвал disegno
interno – внутренним рисунком), приводит к характерному для живописи раннего
маньеризма подчеркнутому субъективизму, нарочитому искажению пропорций
человеческой фигуры и подчинению ее произвольной линейной схеме,
иррациональности построения пространства, отвлеченности цвета, одностороннему
культу рисунка. Картины на библейские сюжеты Пармиджанино пишет в
голубовато-сероватых тонах, придавая им тем самым некий мистический оттенок.
Грозовое небо, вздыбленный конь и преувеличенно-трагичная поза Павла на
представленной картине «Обращение святого Павла» выглядит чрезмерно театрально, манерно, что, в
общем-то, и соответствует данному художественному стилю.
Перейти к следующей работе мастера ►