Портрет женщины с обнаженной грудью
Искусство Италии 16 века. Позднее Возрождение и Маньеризм.
Картина Якопо Тинторетто «Портрет женщины с обнаженной грудью». Размер картины 61 x 55 см, холст, масло.
Тинторетто в своих портретах стремится не столько к выявлению в первую очередь неповторимой индивидуальности человека, сколько к показу того, как через своеобразие человеческого индивидуального характера преломляются какие-то общечеловеческие типичные для времени эмоции, переживания, нравственные проблемы. Отсюда некоторая смягченность в передаче черт индивидуального сходства и характера и вместе с тем необычайная эмоциональная и психологическая содержательность его образов.
Своеобразие тинтореттовского портретного стиля определилось не раньше середины 1550-х годов. Так, образы более ранних портретов, например мужской портрет (1553; Музей истории искусства, Вена), отличаются скорее большой материальной осязательностью, сдержанной динамикой жеста и общей неопределенной задумчивой мечтательностью настроения, чем напряженностью своего психологического состояния.
Среди этих ранних портретов, может быть, наиболее интересен поколенный портрет венецианки (начало 1550-х годов; Картинная галерея, Дрезден). Общее состояние благородной мечтательности здесь передано особенно тонко и поэтично. В него сдержанно вплетается оттенок ласковой женственности.
В более поздних портретах, например в портрете Себастьяно Веньер (Музей истории искусства, Вена) и в особенности в берлинском портрете старика, образы достигают большой духовной, психологической глубины и драматической силы выражения. Персонажи тинтореттовских портретов часто охвачены глубокой тревогой, печальным и скорбным раздумьем.
Перейти к следующей работе мастера ►