Ассунта
Искусство Италии 16-го века
Картина художника Тициано Вечеллио «Ассунта». Размер работы мастера 690 x 360 см, дерево, масло.
В работах второй половины 1510-х годов – «Мадонна с вишнями» (Музей истории искусств, Вена),
«Мадонна с четырьмя святыми» (Картинная галерея, Дрезден) и построенном на драматическом контрасте
образов произведении «Динарий кесаря» (около 1516, там же) – нарастают монументальное начало, энергия светотеневой лепки и
цветового звучания. Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен,
титаничностью образов, экспрессий поз и жестов – первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля»
Высокого Возрождения.
Этого спокойствия и утонченной созерцательности, свойственной более ранним работам Тициана («Любовь земная и небесная», 1915), уже нет в его «Ассунте». Сопоставление радостно взволнованной Марии, прекрасной в расцвете своей женственной красоты, и обративших к ней восхищенные взгляды апостолов, крепких, мужественно прекрасных людей, пронизано чувством необычайной оптимистической энергии и жизненной силы. Более того, эту алтарную композицию отличает героически монументальный характер всего ее образного строя. Героический оптимизм, присущий тициановской работе после 1516–1518 годов, видимо, связан с общим подъемом в духовной и общественной жизни Венеции, вызванным ощущением жизненной стойкости города, проявленной во время борьбы с Камбрейской лигой и последовавшей за ней войной так называемой Священной лиги. «Ассунта» более распространенное название картины, другое, также известное, – «Вознесении Марии».
Перейти к следующей работе мастера ►