Аргунов Иван Петрович
Картины и биография
Аргуновы – русские живописцы и архитекторы из крепостных графа Шереметева. Старейший из них, Федор Леонтьевич Аргунов (1716–1754, Москва), учился в петербургской Канцелярии от строений, входил в круг мастеров художника Андрея Матвеевича Матвеева.
Несравнимо более известен его двоюродный брат Иван Петрович Аргунов (1729–1802, Москва), который учился у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Георга Грота, долго работавшего в России. Вместе с последним в 1747 году Аргунов писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Занимал видное положение при графе Петре Борисовиче Шереметеве, будучи управляющим его дворцов в Петербурге и Москве.
С 1750-х годов, когда Иван Петрович Аргунов был еще совсем молод, его мастерская играла и важную педагогическую роль (среди учеников были его сыновья, и многие другие мастера). По приказанию императрицы Елизаветы Петровны к нему отданы были в ученье художеству придворные певчие. Среди них были А.П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К.И. Головачев (инспектор Академии художеств), И.И. Саблучок (академик) и другие.
Аргунов вошел в историю прежде всего как видный мастер барочного портрета (с легкими элементами простодушного, как бы «провинциального» рококо). Его парадные композиции, сперва несколько жестковатые, а позднее все более мягкие и живописные по колориту («И.И. Лобанов-Ростовский» и «Е.А. Лобанова-Ростовская», 1750–1754 годы; «П.Б. Шереметев» и «А. П. Шереметева», 1760-е годы; посмертные портреты Б.П. и А.П. Шереметевых, 1768), достаточно эффектны, но не эпохальны.
Более значительны его камерные произведения, выделяющиеся своим тонким задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены, которые раньше считались картинами кисти «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е; «Девочка-калмычка Анна Николаевна», 1767; «Неизвестная в русском костюме», 1784); последний образ «барышни-крестьянки», подкупающе-простой, чуждой сословного лоска, но в то же время удивительно грациозной, принадлежит к числу самых популярных картин русского «века Просвещения». В поздние годы Иван Петрович Аргунов занимался исключительно хозяйственными делами, принимал участие в строительстве Останкинского дворца.