Бакст Лев Самойлович
Картины и биография
Бакст Лев Самойлович (подлинное имя Розенберг Лейб-Хаим Израилевич), русский художник, один из лидеров искусства модерна, выдающийся мастер-оформитель балетных спектаклей. Родился 27 апреля 1866 года в Гродно в семье раввина. В 1883 поступил по совету М.М. Антокольского вольнослушателем в Академию художеств, где учился до 1887 года.
В 1890 году изучал технику акварели в мастерской Альберта Бенуа, попутно познакомившись с его братом Александром Бенуа и его окружением. Путешествовал по ряду стран Европы, в 1893–1899 годах брал уроки в частных академиях Парижа. Был одним из основателей общества «Мир искусства». Работая в самых различных техниках, – легким мазком, гибкими, экспрессивными линиями, то блеклыми, то, напротив, яркими, контрастными тонами, – Бакст проявил себя и как замечательный живописец, в том числе как мастер портрета.
Побывав в 1907 году вместе с Валентином Серовым в Греции, Бакст создал ряд средиземноморских пейзажей, а также панно «Древний ужас» («Terror Antiquus», 1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 года Лев Бакст работал для Эрмитажного и Александринского театров. Ближайший сподвижник Дягилева, в 1911 году Бакст был художественным директором его знаменитых «Русских сезонов».
В 1911-1913 годах художник принимал также участие в постановках И.Л. Рубинштейн и А.П. Павловой. Бакстовские эскизы (в «Русских сезонах» балетов «Клеопатра» Аренского, «Жар-птица» Стравинского и других) выражали образную суть спектакля в феерических, экзотически-сказочных зрелищах; романтическая традиция «живописного театра» достигла здесь своих вершин.
К тому же это был декор воистину «балетмейстерский»: уделяя особое внимание костюмам (и придавая им, с одной стороны, раскованную легкость античных одежд, а с другой – пышную восточную роскошь), Бакст активно способствовал модернизации балетного танца в сторону «ритмики свободного тела», преодолевающего условность прежних канонических движений и поз.
С 1910 года Бакст жил в основном в Париже. Рассорившись в 1917 с Дягилевым, несколько лет работал самостоятельно, а в 1921 году, возобновив свою старую дружбу, оформил для него балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку, которую многие считают лучшим его театральным проектом. Под впечатлением этого спектакля финансист Д. Ротшильд заказал ему для своего особняка в Лондоне цикл панно на тот же сюжет (семья Ротшильдов выступает в этих панно в качестве героев сказки). Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже.