Чернецов Никанор Григорьевич
Картины и биография
Чернецов Никанор Григорьевич – русский художник, живописец пейзажей и перспективных видов, один из братьев семьи художников и архитекторов Чернецовых. Родился в 1804 году в семье мещанина города Луха Костромской губернии. Получил образование в Академии художеств в классе Максима Никифоровича Воробьева, благодаря поддержке и опеке Общества поощрения художников.
По окончании академического курса в 1827 году был удостоен звания художника XIV класса и большой золотой медали за картину "Вид галереи французской живописи в Императорском Эрмитаже" и ряд других пейзажей. После окончания Академии художеств Никанор Чернецов путешествовал по Кавказу; в 1831 году художник был признан "назначенным" в академики, а в следующем году получил это звание за панорамную картину "Вид Тифлиса".
Затем до 1836 года состоял на службе у новороссийского генерал-губернатора и полномочного наместника Бессарабской области Михаила Семеновича Воронцова. Многочисленные пейзажи Крыма, Кавказа, Грузии, Абхазии, Черноморского побережья благодаря работам Никанора Чернецова открыли тысячам россиян экзотические окраины Российской империи, непохожие на земли традиционной средней полосы России.
В 1838 году произошло знаменитое путешествие трех братьев Чернецовых (к Григорию и Никанору присоединился младший Поликарп) и их ученика А. Иванова по Волге в лодке-мастерской, делая зарисовки, этюды и живописуя панораму обоих волжских берегов от Рыбинска до Астрахани. В 1844 году Никанору Чернецову было пожаловано звание живописца при дворе Его Императорского Величества с жалованием из Кабинетских сумм. Художник вместе со своим старшим братом продолжал совершать дальние путешествия по России, Италии, Палестине, Египту, Турции и собрал в этих поездках богатый запас материалов как для общих с братом тематических картин, так и для своих единоличных работ.
Братья Чернецовы по своему искусству похожи друг на друга до такой степени, что работы одного из них трудно отличать от работ другого. Прекрасный рисунок как пейзажа, так и человеческих фигур, умная группировка этих последних, почти постоянно играющих видную роль в изображенном виде природы, и строго соблюденная линейная перспектива составляют достоинства их многочисленных, часто встречающихся картин, иногда весьма интересных по содержанию и исполненных с большой добросовестностью, гармоничных, но условных и несильных по краскам.
Из картин Никанора Чернецова достойны внимания: "Монастырь Рождества Богородицы в Кутаиси", "Метехский замок и татарская мечеть в Тифлисе", "Парадный катафалк императрицы Марии Федоровны" (все картины в Русском музее в Санкт-Петербурге), "Каралезская долина на южном берегу Крыма", "Вид Тифлиса" (обе в Третьяковской галерее в Москве), "Татарский дворик в Крыму" (Саратовский художественный музей), "Кострома" (Харьковский художественный музей), "Римский пейзаж" (Кировский художественный музей), "Колизей в лунную ночь" (Таганрогская картинная галерея), "Вид Иерусалима с Елеонской горы" (Русский музей, Санкт-Петербург). Однако, творческим достижениям братьев не сопутствовали успехи в хозяйственно-финансовых делах. В 1865 году Никанор Чернецов с трудом нашел средства на похороны старшего брата Григория. Сам Никанор Григорьевич Чернецов продолжал работать и скончался спустя четырнадцать лет в 1879 году.