Ротари Пьетро
Картины и биография
Ротари Пьетро Антонио (Pietro Antonio de Rotari) – итальянский живописец исторического и портретного жанра, работавший в России при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Родился в 1707 году в Вероне. Обучался живописи у Роберта Ауденарде и у Антонио Балестра в родном городе, затем совершенствовался в живописи под руководством Франческо Тревизани в Риме, и Солимены в Неаполе.
Прожив затем довольно долго в Германии, в 1750-е годы Ротари работал в Вене, потом в Дрездене, откуда, в 1756 году, был вызван ко двору императрицы Елизаветы Петровны. Оставшись в Петербурге до конца своих дней, Ротари написал здесь несколько исторических картин, множество портретов в стиле рококо и огромное количество идеальных женских головок. Вообще Пьетро Ротари пользовался большим почетом в высших сферах петербургского общества.
После его смерти, Екатерина II купила все оставшиеся в его мастерской головки красавиц и приказала разместить их частью в особой зале большого Петергофского дворца, названной "Кабинетом мод и граций", где они находятся и в настоящее время, частью в китайском павильоне в Ораниенбауме, а также в Архангельском и Кускове.
Произведения графа Пьетро Ротари манерны; колорит его не отличается большой силой, изобилует сероватыми, пепельными тонами; живопись у него – сахарная, прилизанная, но он не был лишен вкуса, чувствовал гармонию красок и обладал технической виртуозностью. Из исторических картин графа Ротари, лучшими считаются: "Благовещение" (написанное для одной из церквей Гвасталлы), "Святой Людовик Тулузский, раздающий нищим милостыню" (в церкви этого святого в Падуе) и "Бегство во Египет" (в Дрезденской галерее).
Из портретов художника достойны внимания, портретные картины, изображающие Марию-Антонию, супругу саксонского курфюрста Леопольда (в Нимфенбургском дворце, близ Мюнхена), императрицу Елизавету Петровну, в черной мантилье, с черной кружевной наколкой на голове (самый похожий из всех портретов этой государыни, превосходно гравированный Чемезовым; находится в Гатчинском дворце) и Екатерины II (в Романовской галерее Зимнего дворца), а из жанровой живописи – две картины мюнхенской пинакотеки: "Девушка, доведенная до слез" и "Спящая девушка, которую молодой человек будит, щекоча ее ноздри колоском пшеницы".
Ротари прекрасно гравировал офортом. В "Allgemeines Künstler Lexicon" Налера упоминается более двадцати его гравюр; из них особенно удачны "Святая Анна, учащая юную Богородицу чтению", "Святой Людовик Тулузский" (воспроизведение вышеупомянутой падуанской картины), "Истязание Спасителя" и "Три святых монаха". Творчество Ротари оказало влияние на русских портретистов, таких как Ф. С. Рокотов, И. С. Аргунов и других художников. Пьетро Ротари скончался в 1762 году в Санкт-Петербурге.