Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Бытовой жанр

Продолжение статьи о жанровой русской живописи

Родоначальником национальных русских жанров надо признать А. Венецианова. Он жил среди простого народа, отлично знал и любил его; благодаря его артистическому образованию, полученному им под академической формулой, между его врожденной наблюдательностью и природой не стояло никаких ширм, которые мешали бы ему видеть действительность правильно и воспроизводить ее всецело, не с прибавками или убавками, общепринятыми в тогдашней живописи. Однако он не тотчас же увлек на свой путь других художников – как потому, что почва для народного жанра была еще недостаточно подготовлена, так и потому, что в своих работах он не шел дальше добросовестной передачи случайно попадавшихся типов и сочинения нехитрых идиллических сцен.

После картин Венецианова под влиянием Брюллова стали являться у нас изображения итальянского и восточного быта или же хотя и русские по сюжету, но задуманные с целью щегольнуть эффектностью, подчас и поласкать чувственность зрителя, а не с тем, чтобы выставить в верном свете ту или другую сторону народной жизни (фигуры разных итальянок М. Скотти и Н. Тихобразова, «Турчанка в бане» С. Деладвеза, «Крестьянка, ставящая свечку перед образом» Г. Михайлова, «Поцелуй» Ф. Моллера и т.д.).

Савицкий С нечистым знается
Савицкий Константин Аполлонович
С нечистым знается, 1879
Загорский Плотник
Загорский Николай Петрович
Плотник, 1877
Журавлев Трубочист
Журавлев Фирс Сергеевич
Трубочист, 1890

Между тем, в русском обществе уже зрели национальные идеи и возникали стремления, охватившие его в начале царствования Александра II и нашедши себе осуществление в великих реформах этой эпохи. Литература, как верное зеркало общественного настроения, уже отражала в себе эти идеи и стремления, тогда как изобразительные искусства еще оставались равнодушными к ним. Первый из художников, кто откликнулся на общественные вопросы, затронутые литературой, был П. Федотов – скорее дилетант, чем настоящий живописец, произведший лишь несколько картин, но явившийся в них, равно как и в своих рисунках, тонким наблюдателем и остроумным сатириком, рельефно выставляющим на вид грустные или смешные черты современной отечественной жизни.

Однако путь, открытый для жанристов Федотовым, некоторое время оставался пустым – до тех пор, пока Россия, отрезвленная неудачей Крымской кампании, не пробудилась от самодовольного усыпления и под скипетром царя-Освободителя не двинулась к всестороннему прогрессу. Лишь только в русском обществе оживилось национальное чувство, проснулось сознание собственных достоинств и недостатков, закипела работа над обновлением жизненного строя и все это стало выражаться в литературе, получившей некоторую свободу, живопись, уже подготовленная к тому Федотовым, пустилась звучно вторить голову общественного мнения и печати. Поднимали ли они вопросы о положении крестьян и меньших братий, о несостоятельности прежних административных порядков, о сословных пороках, об искоренении в народе пьянства, о необходимости широкого распространения в нем грамотности и т.п. – на все это немедленно откликалась кисть наших живописцев, то ограничиваясь прямой иллюстрацией литературных произведений, то изобретая свои сюжеты под влиянием навеянных ими мыслей и впечатлений.

Таким образом, русский бытовой жанр принял публицистический характер и вместе с тем предался полному реализму, без которого его цель – обличение и исправление социальных недостатков – была бы недостижима. Увлекаясь этой целью, большинство новейших жанристов пренебрегало изображением отрадных явлений, которые при всей неприглядности народной жизни все-таки нередки в ней. Старание действовать больше на ум, чем на чувство зрителя, слишком прямая проповедь морали в ущерб художественному впечатлению, тенденциозность, пересоленный сарказм или юмор, составляют недостатки, общие многочисленным художникам, трудившимся в указанном направлении. Поощряемые интересом, с которым публика встречала их произведения, они продолжали идти по тому же пути и тогда, когда вопросы, волновавшие общество в период государственных реформ, утратили прежнее значение.

Обличительный и тенденциозный характер бытовая живопись особенно упорно сохраняла в группе артистов, образовавших в 1872 году Товарищество передвижных художественных выставок или примкнувших в нему впоследствии. Наиболее выдающиеся жанристы этой группы – барон М.П. Клодт, Г. Мясоедов, К. Савинский, И. Прянишников, Н. Непрев, В. Максимов, В. Маковский, И. Репин, Н. Ярошенко и высокодаровитый В. Перов. Из бытовых живописцев, не принадлежавших к названному товариществу, заслуживают быть упомянутыми И. Соколов, К. Трутовский, В. Якоби, Ф. Журавлев, А. Корзухин и А. Волков. В последнее время «идейные» жанровые картины стали все реже и реже являться на выставки; да и вообще бытовая живопись перестала быть отраслью, усердно возделываемой в нашем искусстве: ее вытеснил из него пейзаж. По материалам статьи из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.