Шарлемань Адольф Иосифович
Картины и биография
Шарлемань Адольф Иосифович – русский батальный, исторический и жанровый живописец, автор Атласной колоды – самого известного в России рисунка игральных карт. Родился в 1826 году в Санкт-Петербурге в семье архитектора, внук приехавшего из Руана в Россию во времена Екатерины II французского скульптора Жана-Батиста Боде-Шарлеманя.
Общее образование Шарлемань получил в училище при петербургской лютеранской церкви святого Петра. С 1848 года обучался в Академии художеств, в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Федора Антоновича Бруни, а потом батальной в классе профессора Богдана Павловича Виллевальде. Во время обучения в Академии Шарлемань получил: в 1852 году малую серебряную медаль за эскиз "Кавалергарды в Красном Селе", в 1853 большую серебряную медаль за картину "Подвиг рядового-карабинера лейб-гвардии Конного полка Гаврилова в битве под Аустерлицем".
В 1854 году художник получил малую золотую медаль за исполнение конкурсной программы "Эпизод из венгерской кампании 1848 года". Большую золотую медаль за написанную по академической программе картину "Фельдмаршал Суворов на вершине Сен-Готарда" (Гатчинский дворцово-парковый музей-заповедник) Шарлемань получил в 1855 году. Большая золотая медаль предоставила художнику право на поездку за границу в качестве пенсионера академии.
Шарлемань отправился в Мюнхен, где написал картины: "Торжественная встреча фельдмаршала Суворова в Милане в апреле 1799 года", "Петр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией" и "Последний ночлег Суворова в Швейцарии в деревне Эльм кантона Гларус". За эти произведения Шарлемань был удостоен в 1859 году звания академика. Затем он совершил поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль "помпадур" по версальским образцам, посетил Штутгарт и некоторые другие города Германии.
По возвращении в Санкт-Петербург в 1861 году художник написал надпрестольные и другие образа для католической церкви при Пажеском корпусе и церкви при Выборгском римско-католическом кладбище; затем им были написаны плафоны и стенные панно для домов князя Мещерского в Москве и А. Полежаева в Санкт-Петербурге. В 1867 году Шарлемань представил на академической выставке картину "Екатерина II в мастерской Фальконе", за которую позже получил звание профессора. Работа художника была приобретена императрицей Марией Александровной Романовой, вследствие этого положение Шарлеманя в петербургских общественных и художественных кругах упрочилось.
Шарлемань сотрудничал в Государственной экспедиции заготовления ценных бумаг, много работал как иллюстратор в журналах, участвовал в подготовке костюмов для "исторических балов" великого князя Владимира Александровича. От Императорской карточной фабрики Шарлеманю наряду с другими художниками поступил заказ на создание эскизов игральных карт для их массового полиграфического производства. Проект игральных карт Адольфа Шарлеманя стал самым удачным.
Эскиз Атласных карт был сделан для печати в четыре краски – черную, синюю, желтую и красную. Однако не только "технологичность" сыграла свою роль в успехе. Рисунок карточных фигур оказался настолько лаконичным, настолько лишенным ненужных деталей и сложных ракурсов, что успех был просто неизбежен. Рисунки карт Адольфа Шарлеманя, почти не изменившись, используются в России до настоящего времени. Исключение – на карте бубнового туза ранее в подлинном варианте был изображен герб Российской империи.
В 1873 году Шарлемань был удостоен звания и должности придворного живописца и получил титул художника Его Императорского Величества. Он являлся членом Русского общества аквафортистов, Товарищества русских художников-иллюстраторов и других художественных объединений. Как придворный художник Шарлемань оформлял многочисленные балы, маскарадные костюмы, живые картины, праздничные программы и другие императорские конкурсы. Скончался живописец в 1901 году в Санкт-Петербурге и был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище.