Штейбен Карл Карлович
Картины и биография
Штейбен Карл Карлович (Steuben Carl) – русский и французский живописец немецко-русского происхождения, мастер исторического и портретного жанра. Родился в 1788 году в Бауэрбахе близ Мангейма в Баденском Великом герцогстве в семье офицера, вскоре перешедшего на русскую службу. В детстве вместе со своим отцом переехал в Санкт-Петербург. В 1802–1803 годах учился в Императорской Академии художеств, посещая занятия в качестве вольноприходящего ученика. Затем волею судьбы был назначен в пажи при великой княгине Марии Павловне в Веймаре.
Из этой столицы великого герцогства Саксен-Веймар-Эйзенахского, при помощи своих покровителей, Карл Штейбен отправился в Париж и поступил в ученики в мастерскую Робера Лефевра, затем работал под руководством Пьера Прюдона и с 1808 года в мастерской Франсуа Жерара.
Первая картина Штейбена "Петр Великий в бурю на Ладожском озере", выставленная в Парижском салоне 1812 года, произвела большое впечатление на публику и была приобретена Наполеоном I. Впоследствии Людовик XVIII приказал воспроизвести ее в гобеленовом ковре, который послал в подарок императору Александру I (он находится теперь в Большом петергофском дворце, а сама картина в Амьенском музее). Получив широкую известность, Штейбен продолжил и далее активно работать в историческом и портретном жанрах.
Эти три портрета находятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге
Важнейшие из произведений художника, исполненных в Париже: "Генералиссимус Александр Васильевич Суворов, граф Рымникский и князь Италийский" (1815; в Центральном военно-историческом музее, в Санкт-Петербурге), "Святой Герман, раздающий свое имущество бедным" (1819; в церкви Сен-Жермен-де-пре, в Париже), "Меркурий усыпляет Аргуса" (1822; в Компьеньском дворце), "Вильгельм Телль, выскакивающий из шлюпки Гесслера" (1822), "Клятва трех главарей швейцарского восстания на Рюттли" (1824), "Царица Наталья Кирилловна защищает Петра от стрельцов, ворвавшихся в собор Троице-Сергиевой лавры" (1827; в Валансьенском музее).
Также среди заслуживающих внимания известных работ Карла Штейбена – "Сандрильона", "Смерть Наполеона I" (1830), "Иоанна Безумная, ожидающая пробуждения своего мертвого мужа, Филиппа Прекрасного" (1836; в Лилльском музее), "Эсмеральда и Квазимодо" (1839; в Нантском музее), "Христос, приведенный на Голгофу" (1841; в Третьяковской галерее, в Москве), "Иосиф и жена Пентефрия" (1843), "Самсон и Далила" (1843); "Взятие Богоматери на небо" (в Страсбургском соборе), плафон "Милосердие Генриха IV после битвы при Иври" и портреты сподвижников этого государя на сводах потолка в одной из зал Луврского музея, картина "Победа Карла Мартелла над Абдерамом", "Битва при Пуатье 732 года" и двенадцать портретов исторических лиц (в музее Версальского дворца).
В 1831 году французский король Людовик-Филипп, ввиду таланта и заслуг Штейбена, пожаловал ему баронское достоинство. В том же году художнику была предложена должность профессора рисования в Парижском политехническом училище. В 1833 году Российская Императорская Академия художеств присудила Штейбену звание почетного вольного общника. В 1843 году Штейбен был вызван в Санкт-Петербург для исполнения семи образов, заказанных художнику при обустройстве Исаакиевского собора. Эти образа, вставленные в ниши внутренних столбов и пилястр собора, – "Рождество Иоанна Предтечи", "Святой Иоаким и Анна", "Рождество Богородицы", "Вход во Иерусалим", "Распятие", "Воскресение Христово" и "Взятие Богоматери на небо".
Кроме этих образов, Штейбен написал в Санкт-Петербурге большую картину: "Смерть генерала Моро в лейпцигской битве" и несколько прекрасных портретов (барона Александра Людвиговича Штиглица, семью первого русского миллионера и крупного благотворителя Дмитрия Егоровича Бенардаки, Василия Александровича Кокорева, актера Самойлова, Гарфункля, Мамонтова и других лиц). В 1854 году в связи с тяжелой болезнью уехал из России во Францию. Прострадав два года вследствие паралича, Карл Карлович фон Штейбен умер 21 ноября 1856 года в Париже.
По характеру своего творчества Штейбен принадлежал к представителям романтизма, явившегося во французской живописи на смену псевдоклассицизму школы Давида. Его произведения отличаются зрелой обдуманностью композиции, отличным рисунком и эффектностью красок, но стремление к драматичности при изображении многофигурных сцен в некоторых картинах художника отдает театральностью. По материалам статьи из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.