Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Штейбен Карл Карлович
Картины и биография

Штейбен Карл Карлович (Steuben Carl) – русский и французский живописец немецко-русского происхождения, мастер исторического и портретного жанра. Родился в 1788 году в Бауэрбахе близ Мангейма в Баденском Великом герцогстве в семье офицера, вскоре перешедшего на русскую службу. В детстве вместе со своим отцом переехал в Санкт-Петербург. В 1802–1803 годах учился в Императорской Академии художеств, посещая занятия в качестве вольноприходящего ученика. Затем волею судьбы был назначен в пажи при великой княгине Марии Павловне в Веймаре.

Штейбен Генералиссимус Александр Васильевич Суворов, граф Рымникский и князь Италийский
Генералиссимус Александр Васильевич Суворов, 1815
Штейбен Барон Александр Людвигович Штиглиц
Барон Александр Людвигович Штиглиц, Эрмитаж
Штейбен Портрет подпоручика
Портрет подпоручика, середина 19 века, Эрмитаж

Из этой столицы великого герцогства Саксен-Веймар-Эйзенахского, при помощи своих покровителей, Карл Штейбен отправился в Париж и поступил в ученики в мастерскую Робера Лефевра, затем работал под руководством Пьера Прюдона и с 1808 года в мастерской Франсуа Жерара.

Первая картина Штейбена "Петр Великий в бурю на Ладожском озере", выставленная в Парижском салоне 1812 года, произвела большое впечатление на публику и была приобретена Наполеоном I. Впоследствии Людовик XVIII приказал воспроизвести ее в гобеленовом ковре, который послал в подарок императору Александру I (он находится теперь в Большом петергофском дворце, а сама картина в Амьенском музее). Получив широкую известность, Штейбен продолжил и далее активно работать в историческом и портретном жанрах.

Штейбен Портрет молодой женщины
Портрет молодой женщины, 1843
Штейбен Екатерина Дмитриевна Бенардаки графиня д'Аш
Графиня Екатерина Бенардаки
Штейбен Анна Егоровна Бенардаки урожденная Кипури
Анна Егоровна Бенардаки, 1844

Эти три портрета находятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге

Важнейшие из произведений художника, исполненных в Париже: "Генералиссимус Александр Васильевич Суворов, граф Рымникский и князь Италийский" (1815; в Центральном военно-историческом музее, в Санкт-Петербурге), "Святой Герман, раздающий свое имущество бедным" (1819; в церкви Сен-Жермен-де-пре, в Париже), "Меркурий усыпляет Аргуса" (1822; в Компьеньском дворце), "Вильгельм Телль, выскакивающий из шлюпки Гесслера" (1822), "Клятва трех главарей швейцарского восстания на Рюттли" (1824), "Царица Наталья Кирилловна защищает Петра от стрельцов, ворвавшихся в собор Троице-Сергиевой лавры" (1827; в Валансьенском музее).

Также среди заслуживающих внимания известных работ Карла Штейбена – "Сандрильона", "Смерть Наполеона I" (1830), "Иоанна Безумная, ожидающая пробуждения своего мертвого мужа, Филиппа Прекрасного" (1836; в Лилльском музее), "Эсмеральда и Квазимодо" (1839; в Нантском музее), "Христос, приведенный на Голгофу" (1841; в Третьяковской галерее, в Москве), "Иосиф и жена Пентефрия" (1843), "Самсон и Далила" (1843); "Взятие Богоматери на небо" (в Страсбургском соборе), плафон "Милосердие Генриха IV после битвы при Иври" и портреты сподвижников этого государя на сводах потолка в одной из зал Луврского музея, картина "Победа Карла Мартелла над Абдерамом", "Битва при Пуатье 732 года" и двенадцать портретов исторических лиц (в музее Версальского дворца).

Штейбен Гуго Капет король Франции и основатель династии Капетингов
Гуго Капет, король Франции и основатель династии Капетингов, 1837, Версальский дворец
Штейбен Царица Наталья Кирилловна защищает Петра от стрельцов
Царица Наталья Кирилловна защищает Петра от стрельцов, 1828, Валансьенский музей
Штейбен Квартира сдается
Квартира сдается, 1840-е, Государственный Эрмитаж

В 1831 году французский король Людовик-Филипп, ввиду таланта и заслуг Штейбена, пожаловал ему баронское достоинство. В том же году художнику была предложена должность профессора рисования в Парижском политехническом училище. В 1833 году Российская Императорская Академия художеств присудила Штейбену звание почетного вольного общника. В 1843 году Штейбен был вызван в Санкт-Петербург для исполнения семи образов, заказанных художнику при обустройстве Исаакиевского собора. Эти образа, вставленные в ниши внутренних столбов и пилястр собора, – "Рождество Иоанна Предтечи", "Святой Иоаким и Анна", "Рождество Богородицы", "Вход во Иерусалим", "Распятие", "Воскресение Христово" и "Взятие Богоматери на небо".

Штейбен Маркиза де Бетис
Маркиза де Бетис, 1833,
Лилльский музей, Франция
Штейбен Андалузянка
Андалузянка, 1834,
Третьяковская галерея
Штейбен Битва при Пуатье 732 года
Битва при Пуатье 732 года,
1834-1837, Версальский дворец

Кроме этих образов, Штейбен написал в Санкт-Петербурге большую картину: "Смерть генерала Моро в лейпцигской битве" и несколько прекрасных портретов (барона Александра Людвиговича Штиглица, семью первого русского миллионера и крупного благотворителя Дмитрия Егоровича Бенардаки, Василия Александровича Кокорева, актера Самойлова, Гарфункля, Мамонтова и других лиц). В 1854 году в связи с тяжелой болезнью уехал из России во Францию. Прострадав два года вследствие паралича, Карл Карлович фон Штейбен умер 21 ноября 1856 года в Париже.

Штейбен Дмитрий Егорович Бенардаки первый русский миллионер и меценат
Дмитрий Егорович Бенардаки,
1844, Эрмитаж
Штейбен Читательница
Читательница, 1830-е,
Нантский музей
Штейбен Эсмеральда
Эсмеральда, 1839,
Нантский музей, Франция
Штейбен Христос приведенный на Голгофу
Христос, приведенный на Голгофу, 1841, Третьяковская галерея

По характеру своего творчества Штейбен принадлежал к представителям романтизма, явившегося во французской живописи на смену псевдоклассицизму школы Давида. Его произведения отличаются зрелой обдуманностью композиции, отличным рисунком и эффектностью красок, но стремление к драматичности при изображении многофигурных сцен в некоторых картинах художника отдает театральностью. По материалам статьи из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

Kustodiev