
Венеция
Живопись русских художников
Декоративное панно Михаила Врубеля «Венеция». Холст, масло.
В панно «Венеция» угол Дворца дожей, мост Вздохов, виднеющаяся перспектива улицы
достоверны до подробностей и даже написаны с использованием фотографий (Врубель
вообще охотно прибегал к помощи фотографий местностей, считая, что глупо было бы
не утилизировать такой превосходный подсобный материал). Но когда происходит
изображенный карнавал – в эпоху ли Возрождения или сейчас? – сказать нельзя, да
и спрашивать не нужно: карнавал – нечто вневременное, вечный праздник загадок и
мистификаций. Участники интригуют друг друга – переглядываются, делают тайные
знаки. Что они задумали, о чем шепчутся – тайна; может быть, недобрая, может
быть, с отблеском крови – этот отблеск есть и в колорите картины.
Многозначительно таинственна группа на первом плане – молодой патриций с
сумрачным лицом Гамлета и глядящий на него искоса старик в черном.
Настроение загадочности усилено композицией. В расположении фигур есть какая-то умышленная хаотичность и фрагментарность, передающая тесноту карнавальной толпы, хотя фигур всего несколько. Различно направленные волны движений сталкиваются и застывают в причудливом клубке. Пространство как бы спрессовано. Между юношей переднего плана и дамой на втором плане должно быть, судя по соотношению размеров, большое расстояние, но пространственный промежуток неощутим. Несмотря на уходящую в глубь улицу и объемную пластику фигур, пространство видится не стереоскопично: оно проецировано на плоскость.
Перейти к следующей работе мастера ►