Арт Small Bay
Кауфман Прощание Абеляра и Элоизы

Прощание Абеляра и Элоизы

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
1775-1780. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Kauffmann Angelica. Кауфман Ангелика, картины и биография →

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
Картина швейцарской художницы Ангелики Кауфман «Прощание Абеляра и Элоизы». Диаметр картины 65,5 см, холст, масло. Абеляр или Абелар (Abailard, Abélard, Petrus Abalardus) — один из самых прославленных схоластиков и богословов средних веков, родился в 1079 году в деревне Пале близ Нанта. Первоначально предназначен был для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук. Уже в весьма молодые годы Абеляр слушал лекции Жана Росселина, основателя номинализма, и в 1099 прибыл в Париж, где в то время представитель реализма — Вильгельм Шампосский привлекал слушателей со всех концов света; но вскоре сделался соперником и противником своего учителя.

С 1102 года Абеляр учил в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало, чем и приобрел себе непримиримого врага в лице Вильгельма Шампосского. После того, как последний был возведен в звание шалонского епископа, Абеляр в 1113 году принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы. В Шалоне он образовал знаменитых впоследствии людей, из коих наиболее замечательны: папа Целестин II, Петр Ломбард, Беренгар и Арнольд Бресцианский. Абеляр был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотою своего изложения превзошел прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философско-богословских наук. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями.

Абеляр возгорел пламенною страстью к Элоизе, ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюбленные наслаждались полным счастьем, пока страстные песни Абеляра не стали доноситься до слуха Фульбера. Попытка последнего разлучить любовников повела к тому, что Абеляр увез Элоизу в Бретань, где она родила ему сына и втайне повенчалась с ним, на что Фульбер дал потом свое согласие. Вскоре, однако, Элоиза возвратилась в дом дяди и отперлась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему прегражден был путь к церковным почестям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантеле.

Недовольный монастырскими порядками, Абеляр по совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве; но враги вновь стали возбуждать против него преследования. Его сочинение "Introductio in theologiam" было предано в 1121 году сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осужден на заточение в монастыре святого Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, Абеляр покинул С.-Дени и выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в Сен-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и ее благочестивые сестры по монашеству. Освобожденный наконец папою от затрудняемого ему кознями монахов управления монастырем, Абеляр наставшее время спокойствия посвятил пересмотру всех своих сочинений и преподаванию в Мон-Сен-Женевьев.

Его противники с Бернгардом Клервоским и Норбертом Лаонским во главе достигли наконец того, что в 1140 году учение Абеляра было осуждено и приговор этот утвержден папою с приказанием подвергнуть Абелара заточению. Однако аббату в Клюни, преподобному Петру, удалось примирить Абеляра с его врагами и с папским престолом. Абеляр умер в 1142 году в монастыре святого Маркела близ Шалона-на-Саоне. Элоиза, выпросив тело покойного, похоронила его в Параклете, чтобы впоследствии самой лечь возле него. Она умерла в 1164 году. Останки обоих были в 1800 перенесены в парижский музей (musée des Petits-Augustins), оттуда переведены в церковь Сен-Жермен-де-Пре (St. Germain-des-Près) и в 1817 году преданы земле на кладбище Пер-Лашез (Père-Lachaise).

История искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →

Top Mail.ru