Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Рембрандт Ослепление Самсона

Ослепление Самсона

1636. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне.

Rembrandt van Rijn. Рембрандт, все картины ►

Живопись эпохи барокко
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Ослепление Самсона». Размер картины 236 x 302 см, холст, масло. Самсон – знаменитый библейский судия-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян. Будучи посвящен Богу в качестве назарея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества.

Нарушив обет назарейства, Самсон поддался страсти к коварной Далиле и был тайно лишен ею и волос, и силы, к великой радости филистимлян, которые овладели обессиленным богатырем, ослепили его и, уведя в плен, поставили Самсона на унизительную работу при мельничном жернове. Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. Его жизнь закончилась под развалинами филистимского капища, потрясенного им и рухнувшего на него вместе с массой ликовавших на его кровле филистимлян. Самсон как библейско-историческая личность представляет собою характерный тип народного героя времен Книги Судей; история его подвигов изобилует массой интересных в бытовом отношении подробностей, находящих любопытное подтверждение в исследованиях новейших археологов и географов.

Уже первые исторические картины с библейскими сценами – от «Мученичества святого Стефана» (1625) до «Давида и Саула» (1630), от Христа, изгоняющего торговцев из храма (1626), до «Христа в Эммаусе» (около 1629) и «Динария кесаря» (1629), лучшие портреты этого времени, изображения пророчиц, апостолов и портреты выражают своеобразное противоречивое стремление художника к выразительности, являясь сплавом холодной серьёзности и драматического накала в творчестве Рембрандта. И это было не случайно. За этим стремлением скрывается, по-видимому, желание Рембрандта воплотить в тематически определённом действии, в событиях, страданиях и триумфе не только «страсти», но и показать раздвоенность, противоречивость человеческой сущности и в этом показе достичь пределов обнажённой жизненной правды.

С возникновением таких представлений изображающая сила художника Рембрандта начинает опережать воспринимающее сознание. Она развёртывает в изображениях Рембрандта благодаря захватывающей неподкупности воззрения и живому стремлению к правдивости живописную панораму, «не замутнённую никаким морализмом вещественности» и вызывает к жизни такую всеобъемлющую иронию по отношению к существующей реальности, которую Томас Манн определял как «в своей неподкупности чудовищный смысл искусства», как «всеутверждение, являющееся одновременно и всеотрицанием».