Арт Small Bay
Рембрандт Портрет старухи

Портрет старухи

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
1654. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Rembrandt van Rijn. Рембрандт, все картины →

Живопись эпохи барокко
Размер этой работы голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Портрет старухи» 109 x 84 см, холст, масло. Старость в самых разнообразных вариантах всегда заново захватывала Рембрандта: как характерная реальность, как модель для библейских персонажей, как загадочный ответ на ищущие запросы искусства и, наконец, как видимое, постоянно замечаемое присутствие прожитой жизни. Этот интерес к жизни и поиск правдивости стали впоследствии главными пунктами нападения со стороны классицистической художественной критики; в 1671 году Ян де Бишоп, с явным намёком на Рембрандта, жаловался, «что в Голландии Леда и Даная изображаются в виде голой женщины с толстым, набухшим животом, с отвисшей грудью и следами подвязок на ногах».

Александр Исачев Aleksandr Isachev

Андрис Пельс составил в 1681 году свой упрёк художнику в стихах и называл Рембрандта «первым еретиком живописного искусства». Но в какой мере такое жизненное соединение идеального с реальным придаёт образам Рембрандта новую глубокую правдивость, доказывает оживлённая удивительным живописным богатством простота этого портрета. То, что вошло в это изображение старой женщины - её доброта, твёрдость и, несмотря на прожитые годы, внимательный взгляд - всё это выражает целую жизнь и делает прекрасными горькие слёзы ее возраста.

В качестве формирующух, чувственных элементов исповедальных портретов Рембрандта всё большую выразительную силу приобретают свет и тени, их противоречиво-подвижные и волнующие переходы. Свет, льющийся из тьмы, проявляется уже в начале творчества художника как яркая триумфирующая, не только формообразующая, но и морально-символическая сила. Но лишь в конце 40-х годов семнадцатого столетия свет в картинах Рембрандта достигает полной самостоятельности, символизируя в происходящем волнующее вторжение или преображающую действительность, мощность познания или обязывающее право высшей, часто божественной власти.

В поздний период творчества художника свет превращается в магически-вневременное и тем не менее конкретное сияние, в пламенеющий отблеск, одухотворяющий всё изображённое, сплавляясь в конце концов в непостижимый жар с цветом: свет становится цветом, цвет - светом. С глубокой уверенностью, с безгранично пылающей страстью завершается для Рембрандта «трагедия умирающего, рассеянного, мелькающего, постоянно боримого вторжением тени света» (Ипполит Тэн).

История искусства периода барокко. Далее →

Top Mail.ru