Жером Жан-Леон
Картины и биография
Жером Жан-Леон (Gerome Jean-Leon) (1824–1904), французский живописец и скульптор, прославившийся колоритными картинами весьма разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока. Жан-Леон Жером родился 11 мая 1824 года в семье ювелира в городе Везул департамента Верхней Соны. Начальное художественное образование Жером получил в родном городе. В 1841 году приехав в Париж, поступил в ученики к Полю Деларошу, вместе с которым посетил Италию в 1844 году, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры.
Первое произведение Жан-Леона Жерома, обратившее на художника общее внимание, была выставленная в салоне 1847 года картина: "Молодые греки во время петушиного боя" (Люксембургский музей). За этим полотном последовали картины: "Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура" (1848) и "Греческий лупанар" (1851) – сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца.
А именно его уменье смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность. Похожая двусмысленная картина Жана Леона Жерома появилась в салоне 1853 года под невинным названием "Идиллия". Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых "неогреков".
Исполненная художником в 1855 году картина "Век Августа", с фигурами в натуральную величину, может быть рассматриваема только как неудачная экскурсия его в область исторической живописи в строгом смысле слова. Несравненно больший успех имела картина "Русские солдаты-песельники" – сцена, написанная по этюдам, сделанным во время путешествия Жерома в 1854 году по России. Также замечательны другие картины художника: высоко драматическая "Дуэль после маскарада" (1857, в собрании живописи герцога Омальского и Эрмитаже) и появившаяся после поездки художника на берега Нила "Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне" (1861).
Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жером пожинал, однако, наиболее обильные лавры в области последней. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших широко известными картин: "Убийство Цезаря", "Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу", "Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия", "Фрина перед Ареопагом" (1861), "Авгуры", "Клеопатра у Цезаря" и некоторых других полотен.
Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал, между прочим, картины: "Перевоз пленника по Нилу" (1863), "Турецкий мясник в Иерусалиме", "Алмея", "Рабочие на молитве" (1865), "Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев" (1866) и "Арнауты, играющие в шахматы" (1867).
Порой живописец брался также за темы из французской истории, каковы, например, "Людовик XIV и Мольер" (1863), "Прием сиамского посольства Наполеоном III и императрицей Евгенией в Фонтенбло" (1865) и "7 декабря 1815 года" (смерть маршала Макдональда). Наблюдательность художника и талант Жан-Леона Жерома нельзя не заметить в изображении мелких деталей сюжета, а также в безукоризненной передаче световых контрастов, как в пейзажах, так и в портретах. Во время поездок в Палестину, Турцию и Египет, Жан-Леону Жерому удавалось замечательно воспроизводить и особенности жаркого климата, и экзотический колорит людей и животных Востока. Удивительно точно художник передавал в своих полотнах национальные особенности бытовых сцен и портретируемых.
Рисунок у Жерома – безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях; письмо – тщательное, но не вдающееся в сухость; колорит – несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный; особенно мастерски владеет художник освещением. В последнее время Жером пробовал свои силы также в скульптуре. На Парижской Всемирной выставке 1878 года художником были представлены скульптурные группы: "Гладиатор" и "Анакреон с Бахусом и Амуром".