Арт Small Bay

Арчимбольдо Джузеппе
Картины и биография

Арчимбольдо Джузеппе Автопортрет

Арчимбольдо Джузеппе (Arcimboldo Giuseppe) (1527–1593), итальянский живописец периода маньеризма. Родился в Милане в знатной семье. Дед Арчимбольдо был архиепископом, отец – художником. Джузеппе начал карьеру в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. Сложно сказать, где и у кого он учился. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи; известно также, что Арчимбольдо исполнял картоны для шпалер в Ферраре. В 1562 году художник был приглашен ко двору Габсбургов в Вену в качестве портретиста и придворного мастера императора Фердинанда I, однако тот вскоре умер после прибытия итальянского живописца. К счастью, император Максимилиан II, а затем и его младший сын Рудольф II решили выполнить контракт Арчимбольдо. В детстве Рудольф II очень привязался к художнику, который создавал грандиозные театральные представления в честь мальчика, например, спектакль, в котором шестилетний Рудольф в доспехах играл роль рыцаря-гнома в окружении взрослых, изображающих диких гигантов и монстров-великанов.

Арчимбольдо Зима
Зима
Арчимбольдо Весна
Весна
Арчимбольдо Лето
Лето

Эти картины из цикла «Времена года» были созданы художником в 1573 году, в настоящее время они хранятся в Музее Лувр в Париже. Существуют и другие, более раннии версии картин из серии «Времена года» (1563 и 1572 годов), хранятся в Музее истории искусства в Вене, художественном музее Денвера, коллекции Мэнил в Хьюстоне и в Баварском собрании живописи в Мюнхене. Вблизи картина Джузеппе Арчимбольдо «Лето» кажется чем-то наподобие воплощения мечты эеленщика. Но если несколько отступить назад, возникает очертания человеческой головы. Она сплошь составлена из летних плодов и овощей, но известно, что Арчимбольдо Джузеппе использовал также изображение горшков, кастрюль и даже рабочих инструментов, создавая свои загадочныс образы.

Арчимбольдо Четыре сезона в одной голове
Четыре сезона,
Нац. галерея, Вашингтон
Арчимбольдо Флора
Флора, 1589,
частное собрание
Арчимбольдо Осень
Осень, 1573,
Музей Лувр, Париж

В 1563 году пишет первую серию портретов, составленных из овощей и фруктов и других элементов растительного мира, «Времена года». По возвращении в Италию Джузеппе Арчимбольдо продолжает исполнять свои тематические портреты, причем часто предметы, составляющие фигуры моделей соотносятся с родом их занятий (например, «Портрет библиотекаря», 1565, из книжных томов).

Арчимбольдо Повар
Повар, около 1570,
Национальный музей, Стокгольм
Арчимбольдо Овощи в миске
Овощи в миске, 1587-1590,
Музей Чивико Ала Понзоне, Кремона
Арчимбольдо Корзина с фруктами
Перевернутая корзина
с фруктами, около 1590 года

Картина «Овощи в миске» (или «Садовник») является одной из нескольких картин художника, которую можно смотреть как в обычном, так и в перевернутом виде. Художник показывает на холсте натюрморт с одной точки зрения и портрет с другой (этот вариант иногда называют «палиндром Арчимбольдо»). Считается, что Арчимбольдо создавал свои работы сначала как натюрморты, а затем вращал их, чтобы настроить лица. Рентгенологические данные показывают, что этот процесс часто требовал от художника менять цвет некоторых из плодов, а также и менять их позиции.

Giovanni Battista Tiepolo

Сходство таких работ с визуальной головоломкой отвечало в те времена духу ренессансных загадок, а зрители подобных произведений «испытывали такое же удовольствие, как если бы они играли в игру». С начала 20-го века такие работы Арчимбольдо, как «Овощи в миске», «Корзина с фруктами» и другие, также стали интересны для психологов и ученых, занимающихся оптическими иллюзиями, скрытыми множественными изображениями и распознаванием лиц.

Арчимбольдо Юрист
Юрист, 1566, Национальный
музей Швеции
Арчимбольдо Библиотекарь
Библиотекарь, 1565, Замок
Скоклостер, Стокгольм
Арчимбольдо Официант
Официант, 1574,
частное собрание

Джузеппе Арчимбольдо воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Он отвечал при дворе за архитектуру и театральное оформление всех художественных представлений.

В то же самое время художник работал и в качестве инженера, создателя фонтанов, принимал участие в основании музея искусств. Арчимбольдо становится главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Всё это – чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем. При поддержке Максимилиана живописец исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового 1569 года.

Арчимбольдо Огонь
Огонь
Арчимбольдо Земля
Земля
Арчимбольдо Воздух
Воздух

Картины из цикла «Четыре стихии» 1566 года, «Воздух» и «Земля» – в частных собраниях. В Музее истории искусства в Вене есть еще две картины из серии «Четыре стихии». Их следует интерпретировать в связи с сезонным циклом Арчимбольдо: «лето» соответствует «огню», «зима» соответствует «воде», «весна» – «воздуху» и «осень» – «земле». «Огонь» с медалью золотого руна и медальоном с двумя орлами наиболее явно намекает на императора Максимилиана II.

Peter Nicolai Arbo

На службе у Габсбургов в Австрии и Богемии художник состоял с 1562 по 1587 год; сначала – при имперском дворе Фердинанда I в Вене – как портретист-копировщик, затем, когда в 1564 году правителем Священной Римской империи становится Максимилиан II, Арчимбольдо назначается художником для театрально–художественного оформления всех мероприятий при императорском дворе. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление (сюжет – смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот занял трон Габсбургов.

Арчимбольдо Император Рудольф II в образе Вертумна
Рудольф II (Вертумн),
1590, Замок Скоклостер
Арчимбольдо Флора Меретрикс
Флора Меретрикс, около
1590, частная коллекция
Арчимбольдо Вода
Вода, 1566, Музей
истории искусства, Вена

После смерти Максимилиана II в 1576 году его сын Рудольф II стал новым императором Священной Римской империи. Рудольф II был известен своим современникам как величайший меценат в мире, а Прага при императоре Рудольфа стала одним из ведущих центров искусств и наук на европейском континенте. Прага стала местом общения и сотрудничества многих художников, ученых и писателей. Это междисциплинарное перекрестное взаимодействие оказало сильное влияние на живопись Арчимбольдо, помогая ему сочетать классическую аллюзию и аллегорию с современными новациями и техниками живописи.

Арчимбольдо Император Максимилиан II с семейством
Император Максимилиан II
с семейством, 1563, Замок Амбрас
Арчимбольдо Эрцгерцогиня Магдалена
Эрцгерцогиня Магдалена,
1563, Музей истории искусства, Вена

В Праге художник работал декоратором и постановщиком праздничных представлений. Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и, естественно, Прага). При дворе Рудольфа II, кроме всего прочего, Арчимбольдо изобретал и гидравлические машины. Кроме живописных работ, художник исполнял и другие придворные обязанности – приобретение произведений искуства для императорской коллекции, а также проектирование и устройство различных водных сооружений. Одиннадцать лет, в течение которых художник служил Рудольфу II, были, вероятно, пиком его карьеры.

В 1587 году Арчимбольдо покинул двор в Праге, чтобы вернуться в Милан в дом своей семьи. Именно в Милане он создал свою самую известную работу «Вертумн» – портрет Рудольфа II, который был представлен римским богом плодородия и метаморфоз в природе и жизни. На портрете изображено лицо Рудольфа, состоящее из фруктов и цветов, символизирующее идеальный баланс и гармонию с природой, которую представляло его правление. Художник отправил «Вертумн» в качестве дара Рудольфу зимой 1591 года. Первого мая 1592 года Рудольф II пожаловал своему другу детства титул графа Палатина, который гарантировал Арчимбольдо и его наследникам постоянный доход и статус в течение многих поколений. Джузеппе Арчимбольдо скончался вскоре после этого 11 июля 1593 года в своем доме в Милане.

Влияние Арчимбольдо на современников было на удивление минимальным. Картины итальянского живописца считались странноватыми, хотя им иногда подражали. Лишь в 20 веке его творчество было заново открыто модернистами и сюрреалистами. Признание художник получил только тогда, когда сюрреалисты увидели в нем своего единомышленника, любившего зрительные каламбуры. Отголоски стиля Арчимбольдо нередко можно видеть в работах Пабло Пикассо, Джорджа Гросса, Рене Магритта и, особенно, Сальвадора Дали, который назвал Арчимбольдо «отцом сюрреализма».