Арт Small Bay
Аллори Ловля жемчуга

Ловля жемчуга

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
1570-1572. Палаццо Веккьо, Флоренция.

Allori Alessandro. Аллори Алессандро, все картины →

Живопись позднего возрождения и маньеризма
Картина итальянского художника Алессандро Аллори «Ловля жемчуга». Размер картины 116 x 86 см, сланец, масло. В последнюю треть 16 столетия декоративная живопись Флоренции приобретает рафинированный и изысканно-холодный характер. Таковы росписи и панно потайного рабочего кабинета, так называемого Студиоло, великого герцога Тосканы Франческо I в Палаццо Веккьо, выполненные Аллори, Нальдини и другими учениками Вазари и Бронзино.

Франческо I (1541—1587), как и все Медичи, покровительствовал искусствам, он учредил Академию грамматики итальянского языка и основал Театр Медичи. Но особенно герцога интересовали естественные науки, к которым он питал пылкую страсть. Франческо I охотно занимался химией и алхимией. В Палаццо Веккьо он отвел под них особую комнату — Студиоло Франческо Первого, где он проводил множество часов. Это была личная лаборатория и одновременно кунсткамера, где были собраны различные курьезы, а также минералогические образцы. Интерес великого герцога к химии привел к основанию предприятия по производству фарфора и керамики, на котором в последствии выпускался знаменитый фарфор Медичи. Кроме того, с именем Франческо связано создание знаменитого музея Уффици — здания начали строить в качестве административных при его отце Козимо I, но Франческо I в 1575 году приказал удалить оттуда административные учреждения и переместить в Уффици самые ценные предметы из семейной коллекции произведений искусства, разбросанной по многочисленным дворцам и виллам Медичи.



Жемчуг представляет отложения перламутрового вещества в раковинах различных морских и пресноводных моллюсков вокруг посторонних тел, служащих источником раздражения для тела моллюска. Жемчужина состоит из концентрических слоев органического вещества, пропитанного минеральными солями, игра цвета ее обуславливается интерференцией света вследствие волнистой поверхности перламутровых слоев. Лучший жемчуг не имеет собственного цвета, но могут встречаться желтые, розовые, красноватые, зеленоватые, бурые, сероватые и черные жемчужины. Жемчужины могут лежать свободно на дне рек и морей или быть прикрепленными к раковине, последние ценятся несравненно ниже. Иногда жемчужины достигают чрезвычайно большой величины: в Кенсингтонском музее имеется жемчужина, окружность которой равна десяти сантиметрам, а вес 18000 гран.



При ловле жемчуга на каждой лодке находится от четырех до десяти человек ныряльщиков, работающих попарно: пока один ныряет и собирает раковины и жемчуг, другой вытаскивает его и собранную добычу, затем они меняются ролями. Для опускания на дно служит большой камень, привязанный к веревке. Ловцы ныряют голые, надевая лишь пояс и захватывая мешок для раковин и жемчуга. Продолжительность пребывания под водой нормально 45-50 секунд, в исключительных случаях даже 90-120 секунд. На здоровье ловля жемчуга действует крайне разрушительно. Ловля жемчуга продолжается с восхода солнца до полудня. Четверть собранных раковин обычно служит вознаграждением ловцов жемчуга.

История искусства периода позднего возрождения и маньеризма. Далее →

Top Mail.ru