Арт Small Bay

Аргунов Иван Петрович
Картины и биография

Аргуновы – русские живописцы и архитекторы из крепостных графа Шереметева. Старейший из них, Федор Леонтьевич Аргунов (1716–1754, Москва), учился в петербургской Канцелярии от строений, входил в круг мастеров художника Андрея Матвеевича Матвеева.

Аргунов Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской
Княгиня Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская, 1754, ГРМ
Аргунов Иван Портрет князя Голицына
Портрет князя И.П. Голицына, 1760, Самарский художественный музей
Аргунов Иван Портрет графа Шереметева в детстве
Портрет графа Н.П. Шереметева в детстве, 1750-е, Музей Кусково
Аргунов Портрет Екатерины II
Портрет Екатерины II, 1762, Русский музей, Санкт-Петербург
Аргунов Портрет княгини Варвары Алексеевны Шереметевой
Княгиня Варвара Алексеевна Шереметева, 1760, Останкино
Аргунов Портрет графа Петра Борисовича Шереметева
Граф Петр Борисович Шереметев, 1760, Музей Останкино

Несравнимо более известен его двоюродный брат Иван Петрович Аргунов (1729–1802, Москва), который учился у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Георга Грота, долго работавшего в России. Вместе с последним в 1747 году Аргунов писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Занимал видное положение при графе Петре Борисовиче Шереметеве, будучи управляющим его дворцов в Петербурге и Москве.

С 1750-х годов, когда Иван Петрович Аргунов был еще совсем молод, его мастерская играла и важную педагогическую роль (среди учеников были его сыновья, и многие другие мастера). По приказанию императрицы Елизаветы Петровны к нему отданы были в ученье художеству придворные певчие. Среди них были А.П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К.И. Головачев (инспектор Академии художеств), И.И. Саблучок (академик) и другие.

Аргунов Портрет Шереметева в конногвардейском мундире
Портрет Б.В. Шереметева, 1775, Третьяковская галерея
Аргунов Иван Неизвестная в русском костюме
Портрет неизвестной в русском костюме, 1784, ГТГ
Аргунов Портрет Татьяны Александровны Ветошниковой
Татьяна Александровна Ветошникова, 1786, ГТГ

Аргунов вошел в историю прежде всего как видный мастер барочного портрета (с легкими элементами простодушного, как бы «провинциального» рококо). Его парадные композиции, сперва несколько жестковатые, а позднее все более мягкие и живописные по колориту («И.И. Лобанов-Ростовский» и «Е.А. Лобанова-Ростовская», 1750–1754 годы; «П.Б. Шереметев» и «А. П. Шереметева», 1760-е годы; посмертные портреты Б.П. и А.П. Шереметевых, 1768), достаточно эффектны, но не эпохальны.

Аргунов Иван Автопортрет
Автопортрет, конец 1750-х годов, Русский музей
Аргунов Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Портрет императрицы Елизаветы Петровны, Русский музей

Более значительны его камерные произведения, выделяющиеся своим тонким задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены, которые раньше считались картинами кисти «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е; «Девочка-калмычка Анна Николаевна», 1767; «Неизвестная в русском костюме», 1784); последний образ «барышни-крестьянки», подкупающе-простой, чуждой сословного лоска, но в то же время удивительно грациозной, принадлежит к числу самых популярных картин русского «века Просвещения». В поздние годы Иван Петрович Аргунов занимался исключительно хозяйственными делами, принимал участие в строительстве Останкинского дворца.