Арт Small Bay
Корреджо Картины
Лебедев Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom
Батони Портрет

Батони Помпео
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Батони (Batoni Pompeo) Помпео Джироламо (1708-1787), известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Родился в Лукке, в семье ювелира. Вероятно уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Учился в Риме у Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Первые произведения, в которых общих чертах оформляется стиль Батони, относятся к началу 1730-х годов.


Аполлон
Аполлон и две музы, 1741
Вилянувский дворец, Варшава
Сладострастие
Сладострастие, 1747
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет принцессы
Портрет принцессы Гиацинты Орсини
1758, Частное собрание

Судьба Батони сложилась удачно. Он не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать. Искусство художника не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников. Основное направление работ Помпео Батони - картины на мифологические и аллегорические сюжеты ("Падение Симона-мага", 1741, Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме; "Ахилл у дочерей царя Ликомеда", 1745, Флоренция, Уффици; "Диана и Купидон", 1761, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком", 1765; "Святое семейство", 1777; "Воздержанность Сципиона Африканского", 1772 - все три Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), а также портреты (императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского, Художественно-исторический музей, Вена; портрет маркиза Джона Монтермера, собрание герцога Баклей, Ратлэнд и другие). В ранних работах Помпео Батони сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").


Диана
Диана и Купидон, 1761
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Меркурий
Меркурий, коронующий Философию,
Мать Искусств
, 1747, Эрмитаж
Портрет Коука
Портрет Томаса Уильяма Коука
1770-е, Частная коллекция


Однако изучение творчества Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его стиль. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Меняется и формальный строй работ Помпео Батони. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел. В композиционных решениях художника рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением.


Ахилл Портрет маркиза Бракосочетание Портрет кардинала Портрет герцога Йоркского
Ахилл у дочерей
царя Ликомеда

1745
Портрет маркиза
Джона Монтермера

1750-е
Бракосочетание
Амура и Психеи

1756
Портрет кардинала
Жан-Франсуа де Рожешуара
, 1762
Портрет Эдварда Августа, герцога Йоркского, 1764


Однако неоклассический стиль работ итальянского живописца нередко носит поверхностный характер, классические элементы порой облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма. В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. Но и в этом аспекте позиция художника Батони оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера.


Геркулес Портрет баронессы Хирон Портрет императора Портрет Пейдж-Тернера
Геркулес на распутье между Добродетелью
и Пороком
, 1765
Портрет баронессы
леди Мэри Фокс

1767
Хирон возвращает Ахилла
его матери Фетиде

1770
Портрет императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского Портрет сэра Грегори Пейдж-Тернера
1768

Например, в "Святом семействе" композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в условном неоклассическом духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц. Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Помпео Батони нашли в портретном жанре, где живопись всегда следует за действительностью.


Кентавр Хирон Папа Пий Воздержанность Князь Графиня
Кентавр Хирон, обучающий Ахилла Папа Пий VI
1775
Воздержанность Сципиона Африканского, 1770-1772 Князь в Риме,
Чарльз Робертс
, 1778
Графиня Сан Мартино
1785

Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Его модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Чаще всего художник писал знатных лиц.


Торжество Экстаз Портрет сенатора Портрет Кроула Дон Мониньо
Торжество Республики Сан-Марино, 1740 Экстаз святой Екатерины Сиенской Портрет сенатора Аббондио Реццонико, 1756 Портрет Чарльза Кроула, 1762 Дон Жозе Мониньо
и Редондо
, 1775

К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года. Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Художнику Батони удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка. Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "философское" состояние. Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи - классицизма конца XVIII столетия.


Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Название картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.



История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Суриков Картины
Вейден Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd