Арт Small Bay
Художники Италии

Дизайн Bottom
Буше Франсуа Портрет

Буше Франсуа

Картины и биография Франсуа Буше
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Буше Рождение Венеры
Рождение Венеры, 1740
Национальный музей, Стокгольм

Буше Франсуа (Francois Boucher) (1703–1770), французский живописец, гравер, декоратор, “первый живописец короля”, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Первым наставником Буше был его отец Никола Буше, скромный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки. Затем Буше некоторое время был учеником Франсуа Лемуана, после чего поступил в обучение к граверу Жану-Франсуа Карсу, у которого занимался составлением виньеток, гербов и эмблем для франкмасонских дипломов.

В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание “Французской истории” Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году Буше получил академическую премию за картину “Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима”. В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто.

В 1727 году Франсуа Буше отправился за свой счет в Рим, где усердно изучал творчество живописцев Франческо Альбани и Пьетро да Кортона, с последним художника в дальнейшем часто сравнивали. Современные критики 18 века находили, что картины, написанные Франсуа Буше по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится, может быть, к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы этих картин не сохранились.

Буше Купание Дианы
Купание Дианы, 1742
Музей Лувр, Париж
Буше Юпитер и Каллисто
Юпитер и Каллисто, 1744, Музей изобразительного искусства, Москва
Буше Осенняя пастораль
Осенняя пастораль, 1749
Собрание Уоллес, Лондон
Буше Борей похищает Орейфию
Борей похищает Орейфию, 1769
Музей Кимбелл, Форт Уорт, Техас
Буше Юнона посещает хранителя ветров Эола
Юнона посещает хранителя ветров Эола, 1769, Музей Кимбелл

24 ноября 1731 года Франсуа Буше был принят в академию, где написал мифологическую картину “Венера и Вулкан с оружием для Энея”. В 1734 Буше был удостоен звания академика за картину “Ринальдо и Армида”, и в том же году художник украсил комнату королевы в Версальском дворце аллегорическими фигурами Сострадания, Изобилия, Верности и Благоразумия. В 1755-1765-х годах Буше руководил Королевской мануфактурой гобеленов в Париже, с 1765 Франсуа Буше стал директором Королевской академии живописи и скульптуры. Сороковые годы XVIII века — период расцвета во французском искусстве стиля рококо, отразившего аристократические идеалы дворянского общества.

Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Буше в начале творческого пути испытал влияние Антуана Ватто (гравировал картины художника), в дальнейшем писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зеленых тонах (“Пейзаж в окрестностях Бовэ”, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Одним из любимых жанров живописи рококо были пасторальные мотивы, сюжеты которых художники находили прежде всего в античной мифологии.


Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois
Художник в своей мастерской, 1730-е Похищение Европы
1732-1734
Путти с птицами
1730-1733
Обучение Купидона
1742
Завтрак
1739

Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois
Туалет богини
1743
Портрет жены художника Мари-Жанне Бюзо, 1743 Триумф богини Венеры
1743
Дама за туалетом
1742
Модистка
1746

Талантливый декоратор Франсуа Буше, был создателем искусства бездумно-праздничного, основанного не столько на наблюдении жизни, сколько на импровизации. “Первый художник” короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги, исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Кокетливые Венера и нимфы, беспечно-шаловливые амуры, пасторальные персонажи, предающиеся утехам любви,— герои его нарядных картин. Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов, пикантные лица, грациозные движения, часто впадая в манерность. Франсуа Буше строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев.


Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois
Пейзаж в окрестностях Бовэ
1740-1745
Одалиска
1745
Фонтан любви
1748
Ловцы птиц
1748

Связывая композиции с решением интерьеров рококо, художник предпочитал светлый колорит, строившийся на розово-красных, белых и нежно-голубых тонах. Не лишенный наблюдательности, о чем говорят его рисунки и жанровые картины, Буше не стремился к правдивости образов, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных. Ко времени расцвета творчества Буше относится “Туалет Венеры” (Санкт-Петербург, Эрмитаж), композиция, проникнутая волнообразным ритмом, в ней царят жизнерадостность и безмятежность. “Пастушеская сцена” (Санкт-Петербург, Эрмитаж) дает представление о пасторалях Буше, занимательных и игривых, исполненных иронии. Лирические черты дарования Буше проявились в его декоративных пейзажах с мотивом сельской природы, с интимными уголками у полуразрушенных мельниц и хижин. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (“Геркулес и Омфала”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. В более поздних работах (“Купание Дианы”, 1742, Лувр, Париж; портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого, извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление “фарфоровости” фигур.


Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois
Летняя пастораль
1749
Мельница в Шаратоне
1750
Туалет Венеры
1751
Аполлон и пастушка
1750
Венера и Вулкан с оружием для Энея

Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois
Восход Солнца
1752
Портрет мадемуазель
Луизы О'Мерфи
, 1752
Закат
1752
Любовное письмо
1754
Портрет маркизы де Помпадур, 1756

Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois Буше Франсуа Boucher Francois
Гении искусств
1761
Пан и Сиринга
1759
Меркурий вручает младенца Бахуса, 1769 Леда и Зевс в образе лебедя, 1760-е Венера в кузнице Вулкана, 1769

Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. Творческий кризис Буше отражает деградацию стиля рококо, вызванную общим упадком аристократической культуры. Буше скончался 30 мая 1770 года. Самый талантливый ученик Буше художник Жан Оноре Фрагонар унаследовал от мастера рококо изящество в трактовке фигур и сюжета картины, смелость колорита и свободу композиции. Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Однако, слава Буше вскоре после его смерти совершенно упала под влиянием реакции классицизма. Франсуа Буше стали обвинять в развращении юношества, и лучшие из картин художника не находили покупателей. В настоящее время эти несправедливые обвинения потеряли свое значение, современная критика отводит Франсуа Буше почетное место среди художников французской школы живописи 18 столетия.



Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.










История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Мифология | Астрология | Магия | Библиотека | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004 © Small Bay Ltd