Арт Small Bay

Брюллов Карл Павлович
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Брюллов Автопортрет

Брюллов Карл Павлович (Bryullov Karl Pavlovich), русский художник, представитель классицизма. Родился в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799 года. В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет. В 1823–1835 годах художник работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства.

Брюллов Нарцисс
Нарцисс, смотрящий в воду, 1819, Русский музей
Брюллов Итальянское утро
Итальянское утро, 1823,
Кунстхалле, Киль, Германия
Брюллов Вечерня
Вечерня, 1825,
частное собрание

Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Живописец Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" или конный портрет Джованины и Амацилии Паччини, 1832, Третьяковская галерея).

Брюллов Итальянский полдень
Итальянский полдень, 1827, Государственный Русский музей
Брюллов Девушка собирающая виноград
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, 1827, ГРМ
Брюллов Великая княгиня Елена Павловна
Великая княгиня Елена Павловна с дочерью Марией, 1830, Русский музей
Эдгар Дега Edgar Degas

Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной "Последний день Помпеи". Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф». Картина художника "Последний день Помпеи" (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы.

Брюллов Вирсавия
Вирсавия, 1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Брюллов Всадница
Всадница. Джованина и Амацилия Пачини, воспитанницы графини Самойловой, 1832, ГТГ
Брюллов Императрица Александра Федоровна
Императрица Александра Федоровна, супруга Николая I, 1832, Эрмитаж

На родину в 1835 году художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, он пишет "Осаду Пскова Стефаном Баторием" (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра. По возвращении в Россию важную сферу творчества Брюллова стали составлять монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора.

Брюллов Последний день Помпеи
Последний день Помпеи, 1830-1833, Государственный Русский музей
Брюллов Сон девушки перед рассветом
Сон девушки перед рассветом, 1830–1833, ГМИИ имени А.С. Пушкина
Брюллов Гибель Инессы де Кастро
Гибель Инессы де Кастро, 1834 год, частное собрание

Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Даже в заказных вещах (вроде портрета "Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини", около 1842, Русский музей; портрета "Графини Орловой-Давыдовой Ольги Ивановны, урожденная Барятинской, с дочерью Наталией Владимировной", 1834, Государственная Третьяковская галерея) феерическая пышность колорита и мизансцен произведений художника выглядит в первую очередь как триумф искусства.

Брюллов Сестры Шишмаревы Александра и Ольга
Сестры Шишмаревы, Александра и Ольга, на прогулке, 1839 год, Государственный Русский музей
Брюллов Всадники Портрет супругов Мюссар
Всадники. Портрет супругов Мюссар, 1849 год, Третьяковская галерея
Брюллов Княгиня Ферзен Ольга Павловна
Княгиня Ферзен Ольга Павловна, урожденная Строганова, верхом на ослике, 1835, Русский музей

Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (писателя Нестора Васильевича Кукольника, 1836; скульптора Ивана Петровича Витали, 1851; писателя графа Алексея Константиновича Толстого, 1836; баснописца Ивана Андреевича Крылова, 1839; поэта, переводчика и критика Александра Николаевича Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее; графа Перовского Алексея Алексеевича, писателя известного под псевдонимом Антоний Погорельский, 1836, Русский музей), в 1848 году Карл Брюллов написал известный меланхолический автопортрет. Все более слабея от болезни, с 1849 года художник живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.

Брюллов Граф Перовский Алексей Алексеевич
Граф Перовский Алексей Алексеевич, 1836, Русский музей
Брюллов Граф Толстой Алексей Константинович
Граф Толстой Алексей Константинович, 1836, Русский музей
Брюллов Госпожа Воейкова
Госпожа Воейкова М. С., 1836 год, Самарский художественный музей
Брюллов Писатель Кукольник
Писатель Кукольник Нестор Васильевич, 1836, Третьяковская галерея
Брюллов Турчанка
Турчанка, 1837-1839, Государственная Третьяковская галерея
Брюллов Скульптор Витали
Скульптор Витали Иван Петрович, 1837, Третьяковская галерея
Брюллов Княгиня Демидова
Княгиня Демидова Аврора Карловна, 1837, Константиновский дворец, Стрельна
Брюллов Осада Пскова
Осада города Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году, 1836-1843, Третьяковская галерея
Брюллов Певица Фанни Персиани-Токинарди
Певица Фанни Персиани-Токинарди в роли Амины в опере Беллини Сомнамбула, 1834, музей РАХ
Брюллов Княжна Смирнова
Княжна Смирнова У. М., 1837-1840, Русский музей, Санкт-Петербург
Брюллов Княгиня Бек
Княгиня Бек Мария Аркадьевна, 1840, Национальная галерея Армении, Ереван
Брюллов Князь Оболенский
Князь Оболенский Михаил Андреевич, 1840-1846, Третьяковская галерея
Брюллов Княгиня Салтыкова
Княгиня Салтыкова Елизавета Павловна, урожденная Строганова, 1841, ГРМ, Санкт-Петербург
Брюллов Графиня Юлия Самойлова с приемной дочерью Паччини
Графиня Юлия Самойлова с приемной дочерью Амацилией Паччини, 1842, Русский музей
Брюллов Бахчисарайский фонтан
Бахчисарайский фонтан, 1849, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Брюллов Графиня Орлова-Давыдова
Графиня Орлова-Давыдова Ольга Ивановна, урожденная Барятинская, с дочерью Наталией, 1834, ГТГ
Брюллов Монахини
Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа, 1849,
Третьяковская галерея
Брюллов Археолог Ланчи
Археолог Ланчи Микеланджело, 1851, Государственная Третьяковская галерея
Макс Эрнст Max Ernst
Top Mail.ru