Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Брюллов Карл Павлович
Картины и биография

Брюллов Автопортрет

Брюллов Карл Павлович (Bryullov Karl Pavlovich), русский художник, представитель классицизма. Родился в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799 года. В 1809-1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет.

Брюллов Нарцисс
Нарцисс, смотрящий в воду, 1819, Русский музей
Брюллов Итальянское утро
Итальянское утро, 1823, Кунстхалле, Киль, Германия
Брюллов Итальянский полдень
Итальянский полдень, 1827, Русский музей

В 1823-1835 годах художник Карл Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика.

Живописец Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" или конный портрет Джованины и Амацилии Паччини, 1832, Третьяковская галерея). Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной "Последний день Помпеи". Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».

Брюллов Девушка собирающая виноград
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, 1827, ГРМ
Брюллов Вирсавия
Вирсавия, 1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Брюллов Всадница
Всадница. Джованина и Амацилия Пачини, 1832, ГТГ
Брюллов Вечерня
Вечерня, 1824-1825 годы, частное собрание
Брюллов Великая княгиня Елена Павловна
Великая княгиня Елена Павловна с дочерью Марией, 1830, ГРМ
Брюллов Последний день Помпеи
Последний день Помпеи, 1830-1833, Русский музей

Картина художника "Последний день Помпеи" (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы.

На родину в 1835 году художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, он пишет "Осаду Пскова Стефаном Баторием" (1836-1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра.

Брюллов Императрица Александра Федоровна
Императрица Александра Федоровна, 1832, Эрмитаж
Брюллов Сон девушки перед рассветом
Сон девушки перед рассветом, 1833, ГМИИ имени А.С. Пушкина
Брюллов Гибель Инессы де Кастро
Гибель Инессы де Кастро, 1834 год, частное собрание
Брюллов Княгиня Демидова
Княгиня Демидова Аврора Карловна, Константиновский дворец, 1837 год, Стрельна
Брюллов Осада Пскова
Осада города Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году, 1836-1843, ГТГ
Брюллов Певица Фанни Персиани-Токинарди
Певица Фанни Персиани-Токинарди в роли Амины в опере Беллини Сомнамбула, 1834, музей РАХ