Арт Small Bay

Фюсли Генрих Иоганн
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Фюсли или иначе Фюссли, Фузели (Fussli, Fusely) Иоганн Генрих (Генри) (1741-1825), швейцарский и английский живописец, график, писатель, историк и теоретик искусства. Генрих Фюсли учился на теологическом факультете университета в Цюрихе; в 1765-1770 и с 1779 жил в Великобритании, в 1770-1778 годах работал в Италии, где сблизился с кружком философа и историка искусства Винкельмана, изучал произведения античного искусства, испытал влияние Микеланджело.

Фюсли Царица эльфов Титания
Царица эльфов Титания и Основа
с головой осла, 1794, Кунстхаус, Цюрих
Фюсли Обнаженная и пианистка
Обнаженная и пианистка,
1800, Художественный музей, Базель
Фюсли Ночной кошмар
Ночной кошмар,
1782, Штеделевский институт

Фюсли не завершил своего богословского образования, так как, ему пришлось бежать из Цюриха, в связи с публикацией сочинения, написанного им против одного бесчестного должностного лица. Фюсли скитался несколько лет по Германии, пока, благодаря своему переводу Шекспировского “Макбета” и “Писем леди Монтэгю”, не познакомился с английским посланником в Берлине и, по его приглашению, не отправился в 1765 году в Лондон. В Англии Фюсли сперва жил переводами английских и немецких книг, затем, наслушавшись академических речей художника Джошуа Рейнолдса, заинтересовался искусством.

Фузели Битва Тора со змеем Ермунгандом
Тор в лодке с Хемиром,
1789, Академия искусств, Лондон
Фузели Визит ночной ведьмы
Визит ночной ведьмы,
1796, Метрополитен, Нью-Йорк
Фузели Ночной ужас
Ночной ужас,
1781, Институт искусств, Детройт
Фюсли Автопортрет
Генрих Фюсли и Иоганн Якоб Бодмер,
1778-1781, Кунстхаус, Цюрих
Фюсли Освобождение
Освобождение от кошмарного сна,
1793
Фюсли Дидона
Дидона,
1781

Знаменитый корифей английской живописи Джошуа Рейнолдс, с которым Фюсли вошел в личное знакомство, посоветовал ему бросить перо и приняться за карандаш и кисти. Послушав Рейнолдса, Фюсли в 1770 году отправился в Италию, сблизился в Риме с Иоганном Винкельманом и Антоном Менгсом, в течение многих лет усердно изучал античное искусство и творчество Микеланджело Буонарроти. Возвратившись в 1779 году в Лондон уже вполне готовым художником, Фюсли достаточно быстро завоевал признание английских художественных кругов и, как художник, стал известен с переиначенной фамилией "Фузели".



В 1788 году лондонская Королевская академия художеств приняла Фюсли в свои ряды. Громадные картины Фюсли, навеянные произведениями Шекспира, Данте, Гомера, литературой немецкого романтизма и воспевавшие титанические порывы человека и трагические коллизии его страстей, сочетают идеализацию образов в духе классицизма с безудержной мрачной фантастикой.

Фузели Грешница
Грешница, гонимая смертью
1796
Фузели Сотворение Евы
Сотворение Евы
1793
Фузели Сон Белинды
Сон Белинды
1790

Картины художника наполнены изощренным гротеском, а иногда - и с острыми жизненными наблюдениями (девять картин для “Шекспировской галереи” Бойделла, 1786-1790, и 47 иллюстраций к “Потерянному Раю” Мильтона, 1790-1800). Фюсли писал также картины, где воплощал тёмные, иррациональные видения (“Ночной кошмар”, Штеделевский институт, 1782, Франкфурт-на-Майне), исполнял виртуозные по графической технике рисунки (иллюстрации к “Божественной комедии” Данте, 1777, “Илиаде” Гомера, 1795-1800, и другие произведения).

Фузели Персиваль и Белисанда
Персиваль спасает Белисанду
1790-е
Фузели Терезий
Терезий предсказывает будущее
1800
Фузели Сцена с ведьмами
Сцена с ведьмами
1785
Фузели Теодор встречает призрак своего предка
Теодор встречает призрак
Гвидо Кавальканти, 1783
Фузели Титания и Основа
Титания и Основа
1790-е
Фузели Ведьмы и Макбет
Явление трех ведьм Макбету
1790-е



В 1799 году Фюсли был назначен профессором, а в 1804 году директором Академии художеств. С этого времени Фюсли посвятил себя почти исключительно литературным трудам, связанным с искусством, (переработка “Словаря живописцев” Пилькингтона, 1805—1810; издание труда “Пятьсот лекций о художниках”, 1820; перевод на английский язык книги Лафатера “Физиономика”). Как живописец, Фюсли в свое время нравился английской публике почти также, как и его современники, Рейнолдс и Уэст, хотя был слабее этих живописцев во многих отношениях.

Мечтания Fussli
Мечтания
1793
Мария Гесс Fussli
Портрет Марии Гесс
1779
Женщины Хастинга Fussli
Женщины Хастинга
1799
Безумная Кейт Fussli
Безумная Кейт
1807
Королева фей Fussli
Королева фей Меб
1815
Сатана Fussli
Сатана и грешник
1802

Рисунок и вообще техническое исполнение картин Фюсли небрежны; желание поражать необычайным нередко приводило художника к странностям в композиции, к вычурной театральности поз и движений изображенных фигур, а в колорите к резкости и неестественности. Наиболее известные картины Фюсли: “Титания и Основа” (из произведения Шекспира “Сон в летнюю ночь”), “Ночной кошмар”, “Тесей, прощающийся с Ариадной при входе в Лабиринт”, “Смерть кардинала Бофора”, “Шествие теней в Элизиуме”, “Битва Тора со змеем Ермунгандом”, “Уголино в башне голода”.