Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Фюсли Генрих Иоганн
Картины и биография

Фюсли или иначе Фюссли, Фузели (Fussli, Fusely) Иоганн Генрих (Генри) (1741-1825), швейцарский и английский живописец, график, писатель, историк и теоретик искусства. Генрих Фюсли учился на теологическом факультете университета в Цюрихе; в 1765-1770 и с 1779 жил в Великобритании, в 1770-1778 годах работал в Италии, где сблизился с кружком философа и историка искусства Винкельмана, изучал произведения античного искусства, испытал влияние Микеланджело.

Фюсли Царица эльфов Титания
Царица эльфов Титания и Основа в виде осла, 1794, Кунстхаус, Цюрих
Фюсли Обнаженная и пианистка
Обнаженная и пианистка, 1800, Художественный музей, Базель
Фюсли Ночной кошмар
Ночной кошмар, 1782, Штеделевский институт

Фюсли не завершил своего богословского образования, так как, ему пришлось бежать из Цюриха, в связи с публикацией сочинения, написанного им против одного бесчестного должностного лица. Фюсли скитался несколько лет по Германии, пока, благодаря своему переводу Шекспировского “Макбета” и “Писем леди Монтэгю”, не познакомился с английским посланником в Берлине и, по его приглашению, не отправился в 1765 году в Лондон.

В Англии Генрих Фюсли сперва жил переводами английских и немецких книг, затем, наслушавшись академических речей художника Джошуа Рейнолдса, заинтересовался искусством. Знаменитый корифей английской живописи Джошуа Рейнолдс, с которым Фюсли вошел в личное знакомство, посоветовал ему бросить перо и приняться за карандаш и кисти.

Фузели Битва Тора со змеем Ермунгандом
Тор в лодке с Хемиром, 1789, Академия искусств, Лондон
Фузели Визит ночной ведьмы
Визит ночной ведьмы, 1796, Метрополитен, Нью-Йорк
Фузели Ночной ужас
Ночной ужас, 1781, Институт искусств, Детройт
Фюсли и Иоганн Якоб Бодмер
Генрих Фюсли и Иоганн Якоб Бодмер, 1781, Кунстхаус, Цюрих
Фюсли Освобождение от кошмарного сна
Освобождение от ночного кошмарного сна, 1793 год
Фюсли Теодор встречает призрак своего предка
Теодор встречает в лесу призрак своего предка Гвидо Кавальканти

Послушав совет Джошуа Рейнолдса, Фюсли в 1770 году отправился в Италию, сблизился в Риме с Иоганном Винкельманом и Антоном Менгсом, в течение многих лет усердно изучал античное искусство и творчество Микеланджело Буонарроти. Возвратившись в 1779 году в Лондон уже вполне готовым художником, Фюсли достаточно быстро завоевал признание английских художественных кругов и, как художник, стал известен с переиначенной фамилией "Фузели".

В 1788 году лондонская Королевская академия художеств приняла Фюсли в свои ряды. Громадные картины Фюсли, навеянные произведениями Шекспира, Данте, Гомера, литературой немецкого романтизма и воспевавшие титанические порывы человека и трагические коллизии его страстей, сочетают идеализацию образов в духе классицизма с безудержной мрачной фантастикой.

Фузели Грешница
Грешница, гонимая смертью, 1796
Фузели Сотворение Евы
Сотворение Евы, 1793
Фузели Сон Белинды
Сон Белинды, 1790

Картины художника наполнены изощренным гротеском, а иногда – и с острыми жизненными наблюдениями (девять картин для “Шекспировской галереи” Бойделла, 1786-1790, и 47 иллюстраций к “Потерянному Раю” Мильтона, 1790-1800). Фюсли писал также картины, где воплощал тёмные, иррациональные видения (“Ночной кошмар”, Штеделевский институт, 1782, Франкфурт-на-Майне), исполнял виртуозные по графической технике рисунки (иллюстрации к “Божественной комедии” Данте, 1777, “Илиаде” Гомера, 1795-1800, и другие произведения).

Фузели Персиваль и Белисанда
Персиваль спасает Белисанду
Фузели Терезий
Терезий предсказывает будущее
Фузели Сцена с ведьмами
Сцена с ведьмами, 1785
Фюсли Дидона
Дидона, 1781
Фюсли Титания и Основа
Титания и Основа, 1790-е
Фюсли Ведьмы и Макбет
Явление трех ведьм Макбету

В 1799 году Фюсли был назначен профессором, а в 1804 году директором Академии художеств. С этого времени Фюсли посвятил себя почти исключительно литературным трудам, связанным с искусством, (переработка “Словаря живописцев” Пилькингтона, 1805–1810; издание труда “Пятьсот лекций о художниках”, 1820; перевод на английский язык книги Лафатера “Физиономика”). Как живописец, Фюсли в свое время нравился английской публике почти также, как и его современники, Рейнолдс и Уэст, хотя был слабее этих живописцев во многих отношениях.

Фюсли Мечтания
Мечтания, 1793
Фюсли Королева фей Меб
Королева фей Меб, 1815
Фюсли Женщины Хастинга
Женщины Хастинга, 1799
Фюсли Сатана и грешник
Сатана и грешник, 1802
Фюсли Портрет Марии Гесс
Портрет Марии Гесс, 1779
Фюсли Безумная Кейт
Безумная Кейт, 1807

Рисунок и вообще техническое исполнение картин Фюсли небрежны; желание поражать необычайным нередко приводило художника к странностям в композиции, к вычурной театральности поз и движений изображенных фигур, а в колорите к резкости и неестественности. Наиболее известные картины Фюсли: “Титания и Основа” (из произведения Шекспира “Сон в летнюю ночь”), “Ночной кошмар”, “Тесей, прощающийся с Ариадной при входе в Лабиринт”, “Смерть кардинала Бофора”, “Шествие теней в Элизиуме”, “Битва Тора со змеем Ермунгандом”, “Уголино в башне голода”.