Тим Уайт
Творчество Фэнтези
Тимоти Томас Энтони Уайт родился 4 апреля 1952 года в Эрите, графство Кент, Англия. Будущему британскому мастеру жанра фэнтези Тиму Уайту не исполнилось еще и пяти лет, когда он решил, что будет художником. Выбор юного дарования оказался единственно верным. Сразу после окончания школы в 1968 году он поступил в художественный колледж Медуэй, чтобы получить профессиональное образование. Тим Уайт хотел быть не просто художником, он хотел стать лучшим, а для этого приходилось очень много работать. Его первая работа увидела свет в Лондоне в 1969 году, когда Уайт еще был студентом колледжа, она называлась "Синяя императрица". Другие его студенческие работы, в основном, черно-белые также периодически печатались различными журналами. После окончания колледжа он начал создавать обложки для издательств New English Library и Science Fiction Monthly. К этому времени Тим Уайт уже достаточно сформировался, как художник фэнтезийного жанра со своим собственным уникальным стилем.
Книги и альбомы о творчестве художника
В 1975 году художник Тим Уайт получил первый крупный заказ от издательства научной фантастики на иллюстрирование книги известного писателя-фантаста Артура Кларка "Другая сторона неба". В дальнейшем художник проиллюстрировал сотни книг по научной фантастике и фэнтези почти всех общепризнанных авторов, в том числе Айзека Азимова, Энтони Пирса, Роберта Хайнлайна, Брюса Стерлинга, Фрэнка Герберта, Э.К. Табба, А.Е. ван Фогта, Д.Г. Балларда и других писателей. Работы Тима Уайта становятся известны во многих странах мира, публикуются в самых популярных журналах. Кроме картин и рисунков для книг Тим Уайт увлекся скульптурой и выполнил несколько вполне удачных работ в бронзе. О разносторонности таланта и увлеченности художника говорит и то, что Тим Уайт попробовал себя даже в изготовлении драгоценных украшений.
О творчестве британского художника выпущено несколько антологий. "Мир научной фантастики и фэнтези Тима Уайта" – первая коллекция работ художника, изданная "New English Library" (Великобритания) в 1981 году. Во Франции в 1983 году издан альбом художника "Мушки" (Mouches). "Светотень" (Chiaroscuro) – следующее собрание работ художника, выпущенное издательством "Paper Tiger" (Великобритания) в 1988 году в мягкой обложке, а также и в твердом переплете. "Зеркало снов" (Mirror of Dreams) – новая коллекция работ художника, вышедшая в издательстве "Norma Editorial" (Испания) в 1994 году в мягкой обложке. "Искусство фэнтези Тима Уайта" (Tim White Fantasy Art Trading Cards) – комплект живописных карт-картин в количестве 90 экземпляров также издан в 1994 году.
В 1989 году был переиздан доработанный альбом работ художника «Научная фантастика и Мир фэнтези Тима Уайта» (The Science Fiction and Fantasy World of Tim White). Из аннотации – картины Тима Уайта заряжены оптимизмом и позитивной энергией. Живопись Уайта отличается тщательным вниманием к деталям. Коллекция ярких живописных работ художника охватывает больше десяти лет активного творчества. Последний альбом мастера фэнтези "TW" вышел в 1994 году.
Тим Уайт был очень плодовитым иллюстратором книг фэнтези и научной фантастики с 70-х по 90-е годы двадцатого века. В своих работах Уайт создал ряд сюрреалистических образов будущего, где органическая архитектура и инженерия, кажется, срастаются с футуристической природой. Он был шесть раз номинирован на премию Британской ассоциации научной фантастики как лучший художник с 1981 по 1986 год и получил её в 1983 году.
Живопись Тима Уайта сочетает в себе превосходную детализацию с достаточно образным подходом к интерпретации фантастических романов, и поэтому художник пишет совершенно реалистичные образы воображаемых миров. Тим Уайт создал более ста иллюстраций для обложек книг, также он работает над оформлением альбомов пластинок, журнальных иллюстраций и выполняет на заказ картины для частных коллекций. Работы художника экспонируются на галерейных выставках «Художественная фантастика и искусство фэнтези».
О других работах Тима Уайта. Картина Тима Уайта "Память о звездах" (обложка романа "Мемуары космической женщины" Наоми Митчисон) повествует о идентификации собственно себя, как крошечной частички Вселенной, о необъяснимой тяге каждого человека в познании своей таинственной связи с космосом. Каждый человек в какой-то момент, глядя в ночное звездное небо испытывает необъяснимое чувство причастности к загадочному миру, чувство, похожее на затянувшуюся разлуку с родным домом. И ощущение, что оттуда, издалека прямо на нас смотрят совсем не чужие глаза.
На картине "Башня" (обложка романа "Привет, Америка" Джеймса Грэма Балларда) мы видим невеселый пейзаж: экспедиция ученых далекого будущего прибыла на безжизненный континент, чтобы найти подтверждение мифу о существовании некогда могущественной нации. Теперь здесь сиротливо гуляет ветер на поросших колючками и солончаками пустошах, безжизненными глазницами уставились в небо угрюмые этажи мертвых зданий, да шуршит по песку гибкое тело змеи... Неизбежно уходят в небытие цивилизации, живущие по законам сознания собственной исключительности. В писании сказано, что гордыня – один из семи самых страшных грехов.
Необыкновенно прекрасна простотой и изяществом композиции картина Тима Уайта "Вязкая орбита". Чувствуется почерк большого мастера фэнтезийного жанра, тонкий вкус и твердая рука профессионала. Безграничность фантазии художника заставляет зрителя подолгу рассматривать изображение на картине, восхищаться удивительным талантом художника и находить свои самые неожиданные объяснения увиденному, придавая сюжету философский, психологический или мистический смысл, отзываясь на звуки потревоженных струн собственного сердца. Завораживающая магия вечности.
На картине художника "Космический спрут" (или "Вселенский спрут") изображена страшная гибель людей целой планеты. Похоже, что чудовищный спрут избрал прекрасную половину человечества для утоления своих низменных плотских желаний. Мучения беззащитных жертв в смертельных объятиях огромного душителя ужасны, избавление невозможно.
Современные мифы о зловещих тёмных мирах или вполне возможное будущее нашей планеты? На картине Тима Уайта "Темные царства" нелепые сооружения, похожие на расплавленные груды металлолома смотрятся, как последствия страшной вселенской катастрофы. Среди сугробов белого пушистого снега человек, закутанный в темное покрывало, одинокий и бесприютный, является единственным живым персонажем, оживляющим безжизненное пространство картины. Фантастическому пейзажу придают сказочность теплые тона кремового неба и вечерние синие тени на снегу. Тим Уайт скончался 6 апреля 2020 года после продолжительной болезни