Арт Small Bay

Гойя Франсиско
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Гойя Портрет

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) (1746–1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). С 1773 года художник работал в Мадриде, в 1776–1791 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов с насыщенными по цвету и простыми по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений (“Зонтик”, 1777, “Игра в пелоту”, 1779, “Игра в жмурки”, 1791, – все в Прадо, Мадрид).

Гойя Лампа дьявола
Лампа дьявола,
1798, Национальная галерея, Лондон
Гойя Маха одетая
Маха одетая
1802-1803, Прадо, Мадрид
Гойя Антониа Зарате
Антониа Зарате,
1811, Эрмитаж, Санкт-Петербург

С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (“Семья герцога Осуна”, 1787, Прадо, Мадрид; портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В 1780 году Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – “первый живописец короля”.

Гойя Шабаш ведьм
Шабаш ведьм,
1798, Музей Лазаро, Мадрид
Гойя Маха обнаженная
Маха обнаженная,
1800, Музей Прадо
Гойя Зонтик
Зонтик,
1777, Прадо, Мадрид

Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании “старого порядка”. Уродство ее моральных, духовных и политических основ испанский живописец раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов “Капричос” (80 листов с комментариями художника, 1797–1798); смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.

Иероним Босх Hieronymus Bosch

В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (“Маха одетая” и “Маха обнаженная”, обе – Прадо, Мадрид).

Гойя Продавец посуды
Продавец посуды, 1778
Гойя Сбор винограда
Сбор винограда, 1786
Гойя Метель
Метель, 1786
Гойя Махи на балконе
Махи на балконе, 1810-е
Гойя Прошлое и настоящее
Прошлое и настоящее, 1819
Гойя Исабель Порсель
Исабель Порсель, около 1805

С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете “Семья Карла IV” (1800, Прадо, Мадрид). Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции (“Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде”, “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”, обе – около 1814, Прадо, Мадрид), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов “Бедствия войны” (82 листа, 1810–1820).

Гойя Семья короля
Семья короля Карла IV, 1800
Гойя Восстание в Мадриде
Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде
Гойя Расстрел
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая
Гойя Семья герцога
Семья герцога Осуна, 1788
Гойя Жена художника
Портрет жены художника, 1796
Гойя Сатурн
Сатурн, пожирающий своих детей

В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме “Кинто дель Сордо” (“Дом глухого”), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные изображения многоликих масс и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени (“Сатурн”) и освободительной энергии юности (“Юдифь”). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов “Диспаратес” (22 листа, 1820–1823). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине “Похороны сардинки” (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов “Тавромахия” (1815).

Гойя Разносчица
Разносчица воды, 1810
Гойя Огонь
Огонь в ночи, 1793
Гойя Колосс
Колосс, 1808-1812

С 1824 года Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений 19 века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.

Жоан Визкарра Joan Vizcarra