Арт Small Bay

Энгр Жан Огюст Доминик
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Энгр Автопортрет

Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean Auguste Dominique, 1780–1867), французский живописец и рисовальщик. С 1796 учился у Жака Луи Давида в Париже. в 1806–1824 годах работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля; в 1834–1841 был директором Французской академии в Риме. Энгр писал картины на литературные, мифологические, исторические сюжеты (“Юпитер и Фетида”, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс; “Обет Людовика XIII”, 1824, собор в Монтобане; “Апофеоз Гомера”, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики (портрет Л.Ф. Бертена, 1832, Лувр, Париж), идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню (“Купальщица Вольпенсон”, 1808, “Большая одалиска”, 1814, – оба в Лувре, Париж).

Энгр Послы Агамемнона у Ахиллеса
Послы Агамемнона у Ахиллеса,
1801, Школа изящных искусств, Париж
Энгр Наполеон Бонапарт первый консул
Наполеон Бонапарт, первый консул,
1804, Музей изящных искусств, Льеж
Энгр Наполеон на императорском троне
Наполеон на императорском троне,
1806, Дворец Инвалидов, Париж
Энгр Портрет Филибера Ривьера
Портрет Филибера Ривьера,
1805, Лувр
Энгр Портрет мадам Ривьер
Портрет мадам Ривьер,
1805, Лувр
Энгр Портрет Франсуа Мариус Гране
Франсуа Мариус Гране, 1807,
Музей Гране, Экс-ан-Прованс

Произведения Энгра, особенно ранние, отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство – в Музее Энгра в Монтобане).



Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (“Обет Людовика XIII”, 1824, Собор Монтобан, “Апофеоз Гомера”, 1827, Париж, Лувр).

Энгр Портрет мадам Девосе
Портрет мадам Девосе, 1807,
Музей Конде, Шантильи, Уаз
Энгр Купальщица
Купальщица, 1807, Музей
Бонна-Эллей, Байонна, Аквитания
Энгр Купальщица Вольпенсон
Купальщица Вольпенсон
1808, Лувр, Париж
Энгр Ты станешь Марцеллом
Ты станешь Марцеллом, 1811,
Музей августинцев, Тулуза
Энгр Ромул победитель Акрона
Ромул, победитель Акрона, 1812,
Школа изящных искусств, Париж
Энгр Сон Оссиана
Сон Оссиана, 1813,
Монтобан, Музей Энгра
Примечание. Ты станешь Марцеллом (Tu Marcellus eris). Это пророческие слова, которые сказал Анхис своему сыну Энею, указав среди его потомков на Марка Клавдия Марцелла, сына Октавии, сестры первого римского императора Октавиана Августа (Вергилий, Энеида, VI, 883). В ночь падения Трои Эней вынес старого и немощного Анхиса на своих плечах из горящего города. Анхис умер и был похоронен в Аркадии. Эней вновь увидел своего отца на Елисейских полях, когда посетил Аид. В основе пророчества – легенда о том, что именно потомки Энея основали Рим.


Если историческая живопись Энгра представляется традиционной, то его великолепные портреты и зарисовки с натуры составляют ценную часть французской художественной культуры 19 века. Одним из первых Энгр сумел почувствовать и передать не только своеобразный облик многих людей того времени, но и черты их характеров – эгоистический расчет, черствость, прозаизм личности у одних, и доброту и одухотворенность у других.

Энгр Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена
Обручение Рафаэля и племянницы
кардинала Биббиена, 1813,
Музей Уолтерса, Балтимор
Энгр Рафаэль и Форнарина
Рафаэль и Форнарина, 1814,
Музей университета Гарварда,
Массачусетс
Энгр Франциск I у ложа умирающего Леонардо да Винчи
Франциск I у ложа умирающего
Леонардо да Винчи, 1818, Музей
Пети-Пале, Малый дворец, Париж
Энгр Портрет мадам Сенонн
Портрет мадам де Сенонн, 1814,
Музей изящных искусств, Нант
Энгр Большая одалиска
Большая одалиска,
1814, Лувр
Энгр Руджиеро освобождает Анжелику
Руджиеро освобождает Анжелику,
1819-1839, Нац. галерея, Лондон

Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Филибера Ривьера, 1805; портрет госпожи Ривьер, 1805, обе картины — Париж, Лувр; госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде). Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника, хотя именно в области портрета создал самые значительные свои произведения. С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах “Большая одалиска” (1814, Париж, Лувр), “Источник” (1820–1856, Париж, Лувр); в последней картине Энгр стремился воплотить идеал «вечной красоты».

Энгр Апофеоз Гомера
Апофеоз Гомера,
1826-1827, Лувр
Энгр Карл X в коронационном одеянии
Карл X в коронационном одеянии,
1829, Музей Бонна-Эллей, Байонна
Энгр Дон Педро де Толедо вассал Генриха IV
Дон Педро де Толедо, вассал
Генриха IV, 1832, Лувр, Париж
Энгр Эдип и Сфинкс
Эдип и Сфинкс,
1827, Лувр, Париж
Энгр Зевс и Фетида
Зевс и Фетида,
Музей Гране, Экс-ан-Прованс
Энгр Антиох I Сотер и Стратоника Сирийская
Антиох и Стратоника Сирийская,
1840, Музей Конде, Шантильи
Энгр Одалиска и рабыня
Одалиска и рабыня, 1842, Музей
Уолтерса, Маунт-Вернон, Балтимор
Энгр Луиза де Бройль графиня Оссонвиль
Луиза де Бройль, графиня Оссонвиль,
1845, Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Энгр Посол Аретино и Шарль V
Посол Аретино и Шарль V, 1848,
Музей изящных искусств, Лион
Энгр Венера Анадиомена
Венера Анадиомена
1825-1850, Лувр
Энгр Мадонна перед чашей с причастием
Мадонна перед чашей с причастием,
1852, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Энгр Жанна д'Арк на коронации Карла VII
Жанна д'Арк на коронации
Карла VII, 1854, Лувр
Энгр Источник
Источник, 1856,
Музей Орсе, Париж
Энгр Плененная Анжелика
Плененная Анжелика, 1859,
Музей искусств, Сан-Паулу
Энгр Турецкая баня
Турецкая баня, 1862,
Лувр, Париж

Закончив в старости это начатое в ранние годы произведение, Энгр подтвердил свою верность юношеским устремлениям и сохранившееся чувство прекрасного. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами», используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела. Позднее творчество Энгра с характерной для этого периода холодной отвлеченностью образов оказало значительное воздействие на развитие академизма во французском искусстве XIX века.

Top Mail.ru