Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Энгр Жан Огюст Доминик
Картины и биография

Энгр Автопортрет

Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean Auguste Dominique, 1780-1867), французский живописец и рисовальщик. С 1796 учился у Жака Луи Давида в Париже. в 1806-1824 годах работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля; в 1834-1841 был директором Французской академии в Риме. Энгр создавал картины на литературные, мифологические, исторические сюжеты (“Юпитер и Фетида”, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс; “Обет Людовика XIII”, 1824, собор в Монтобане; “Апофеоз Гомера”, 1827, Лувр, Париж).

Энгр Послы Агамемнона у Ахиллеса
Послы Агамемнона у Ахиллеса, 1801, Школа искусств, Париж
Энгр Наполеон Бонапарт первый консул
Наполеон Бонапарт, первый консул, 1804, Музей искусств, Льеж
Энгр Портрет мадам Ривьер
Портрет мадам Ривьер, 1805, Музей Лувр, Париж
Энгр Портрет Филибера Ривьера
Портрет Филибера Ривьера, 1805, Музей Лувр, Париж
Энгр Наполеон на императорском троне
Наполеон на императорском троне, 1806, Дворец Инвалидов, Париж
Энгр Купальщица
Купальщица, 1807, Музей Бонна-Эллей, Байонна, Аквитания

Художник Доминик Энгр также писал портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики (портрет Л.Ф. Бертена, 1832, Лувр, Париж), идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню (“Купальщица Вольпенсон”, 1808, “Большая одалиска”, 1814, – оба в Лувре, Париж).

Произведения Энгра, особенно ранние, отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство – в Музее Энгра в Монтобане).

Энгр Портрет мадам Девосе
Портрет мадам Девосе, 1807, Музей Конде, Шантильи, Уаз
Энгр Портрет Франсуа Мариус Гране
Франсуа Мариус Гране, 1807, Музей Гране, Экс-ан-Прованс
Энгр Купальщица Вольпенсон
Купальщица Вольпенсон, 1808, Лувр, Париж
Энгр Сон Оссиана
Сон Оссиана, 1813, Музей Энгра, Монтобан
Энгр Ромул победитель Акрона
Ромул, победитель Акрона, 1812, Школа изящных искусств, Париж
Энгр Ты станешь Марцеллом
Ты станешь Марцеллом, 1811, Музей августинцев, Тулуза

Примечание к картине “Ты станешь Марцеллом”. Эти пророческие слова Tu Marcellus eris (Ты станешь Марцеллом), которые сказал Анхис своему сыну Энею, указав среди его потомков на Марка Клавдия Марцелла, сына Октавии, сестры первого римского императора Октавиана Августа (Вергилий, Энеида, VI, 883). В ночь падения Трои Эней вынес старого и немощного Анхиса на своих плечах из горящего города. Анхис умер и был похоронен в Аркадии. Эней вновь увидел своего отца на Елисейских полях, когда посетил Аид. В основе пророчества – легенда о том, что именно потомки Энея основали Рим.

Сам Доминик Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (“Обет Людовика XIII”, 1824, Собор Монтобан, “Апофеоз Гомера”, 1827, Париж, Лувр).

Энгр Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена
Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена, 1813, Музей Уолтерса, Балтимор
Энгр Рафаэль и Форнарина
Рафаэль и Форнарина, 1814, Музей университета Гарварда, Массачусетс
Энгр Франциск I у ложа умирающего Леонардо да Винчи
Король Франциск I у ложа умирающего Леонардо да Винчи, 1818, Музей Пети-Пале, Париж
Энгр Портрет мадам Сенонн
Портрет мадам де Сенонн, 1814, Музей изящных искусств, Нант
Энгр Большая одалиска
Большая одалиска, 1814, Музей Лувр, Париж
Энгр Руджиеро освобождает Анжелику
Руджиеро освобождает Анжелику, 1819-1839, Нац. галерея, Лондон