Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Мане Эдуар
Картины и биография

Мане Автопортрет

Мане Эдуар (Manet Eduar) (1832-1883), французский живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Эдуар Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”, 1862, Музей д'Орсэ, Париж).

Мане Нана
Нана, 1877, Кунстхалле, Гамбург
Мане Бар Фоли-Бержер
Бар в Фоли-Бержер, 1882, Галерея Кортолда, Лондон
Мане Завтрак
Завтрак в мастерской, 1868, Новая Пинакотека, Мюнхен
Мане Олимпия
Олимпия, 1863, Музей д'Орсэ, Париж
Мане Завтрак на траве
Завтрак на траве, 1863, Музей д'Орсэ, Париж
Мане В кабачке
В кабачке папаши Латюиля, 1879, Музей искусств, Турне

Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (“Завтрак на траве”, “Олимпия” – оба 1863, Музей д'Орсэ).

В 1860-е годы Эдуар Мане обращался к темам современной истории (“Казнь императора Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм), но проникновенное внимание художника к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости (“Завтрак в мастерской”, Новая галерея, Мюнхен; “Балкон”, Музей д'Орсэ, Париж – оба 1868), а также в близких к ним по художественной установке портретах (Эмиль Золя, 1868, Музей д'Орсэ, Берта Моризо, 1872).

Мане Женщина и поклонники
Женщина с поклонниками, 1873
Мане Железная дорога
Железная дорога, 1873
Мане Любитель абсента
Любитель абсента, 1859
Мане Музыкант
Старый музыкант, 1862
Мане Кафе
В кафе, 1880-е
Мане Портрет Эмиля Золя
Эмиль Золя, 1868

Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (“В лодке”, 1874, Метрополитен-музей; “В кабачке папаши Латюиль”, 1879).

Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (“Аржантёй”, Музей изящных искусств, Турне). В то же время французский живописец сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане “Бар в Фоли-Бержер”, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон).

Мане Музыка
Музыка в саду Тюльири, 1862
Мане Дама в мехах
Дама в меховой накидке, 1880
Мане За чтением
За чтением, 1868
Мане Портрет Евы Гонсалес в мастерской художника
Портрет Евы Гонсалес, 1870
Мане Весна Жанна
Весна (Жанна), 1881
Мане Портрет Берты Моризо
Портрет Берты Моризо, 1872

В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С.Малларме, 1876, Музей д'Орсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (“Букет сирени”, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.