Арт Small Bay

Мане Эдуар
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Мане Автопортрет

Мане Эдуар (Manet Eduar) (1832-1883), французский живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа.

Мане Нана
Нана, 1877
Кунстхалле, Гамбург
Мане Бар Фоли-Бержер
Бар в Фоли-Бержер, 1882
Галерея Кортолда, Лондон
Мане Завтрак
Завтрак в мастерской, 1868
Новая Пинакотека, Мюнхен

В работах конца 1850-х - начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Эдуар Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”, 1862, Музей д'Орсэ, Париж). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (“Завтрак на траве”, “Олимпия” - оба 1863, Музей д'Орсэ).

Мане Олимпия
Олимпия, 1863
Музей д'Орсэ, Париж
Мане Завтрак на траве
Завтрак на траве, 1863
Музей д'Орсэ, Париж
Мане В кабачке
В кабачке папаши Латюиля
1879, Музей изящных искусств, Турне

В 1860-е годы Эдуар Мане обращался к темам современной истории (“Казнь императора Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм), но проникновенное внимание художника к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости (“Завтрак в мастерской”, Новая галерея, Мюнхен; “Балкон”, Музей д'Орсэ, Париж - оба 1868), а также в близких к ним по художественной установке портретах (Эмиль Золя, 1868, Музей д'Орсэ, Берта Моризо, 1872).



Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (“В лодке”, 1874, Метрополитен-музей; “В кабачке папаши Латюиль”, 1879).

Берта Моризо Mаnet
Портрет Берты Моризо
1872
Железная дорога Mаnet
Железная дорога
1873
Любитель абсента Mаnet
Любитель абсента
1859
Музыкант Mаnet
Старый музыкант
1862
Весна Mаnet
Весна (Жанна)
1881
Портрет Эмиля Золя Mаnet
Эмиль Золя
1868


Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (“Аржантёй”, Музей изящных искусств, Турне). В то же время французский живописец сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире - в одной из последних картин Мане “Бар в Фоли-Бержер”, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон).

Мане Музыка
Музыка в саду Тюльири
1862
Мане Ева Гонсалес
Портрет Евы Гонсалес
1870
Мане За чтением
За чтением
1868
Мане Дама в мехах
Дама в меховой накидке, 1880
Мане Кафе
В кафе, 1880-е
Мане Женщина и поклонники
Женщина с поклонниками, 1873

В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С.Малларме, 1876, Музей д'Орсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (“Букет сирени”, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.