Арт Small Bay

Штук Франц
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Штук Франц Портрет

Франц фон Штук (Franz von Stuck) (1863-1928), немецкий живописец и скульптор, один из лидеров символизма в европейском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков. Родился в Теттенвейсе 23 февраля 1863 в баварской крестьянской семье. Приехав в Мюнхен, занимался в 1881-1884 годах в городской художественно-ремесленной школе и Политехникуме. В 1885 году Франц фон Штук посещал мюнхенскую Академию художеств, но как художник был в основном самоучкой. Испытал влияние Арнольда Бёклина.

Саломея Stuck
Саломея
1906, Дом-музей Ленбаха, Мюнхен
Раненая амазонка Stuck
Раненая амазонка
1904, Музей ван Гога, Амстердам
Юный Бахус Stuck
Юный Бахус
1901, Частная коллекция

В молодости Штук много работал как художник прессы (для журналов "Югенд", "Пан" и других изданий). Штук являлся одним из основателей (1892) и президентом Мюнхенского сецессиона", он рисовал афиши для его выставок; композиция с Афиной-Палладой (1889) стала популярным символом этого объединения.

Штук Хоровод
Хоровод роз
1910, Частное собрание
Штук Автопортрет с женой
Автопортрет с женой в ателье
1902, Частное собрание, Мюнхен
Штук Мари
Мари в красной шляпке
1902, Частная коллекция, Мюнхен

Художник завоевал известность своими аллегорико-мифологическими картинами, где характерные для символизма темы "рокового" эротического влечения и разгула иррациональных, "демонических" стихий получили особенно броское, нередко брутальное выражение («Борющиеся фавны», 1889, Новая пинакотека, Мюнхен; «Люцифер», 1890, Национальная галерея, София; «Поцелуй сфинкса», 1895, Музей изобразительных искусств, Будапешт; «Вакханалия», 1905, Кунстхалле, Бремен). Архетипическими стали созданные им образы женщин-вамп («Грех», 1893, Новая пинакотека; «Саломея», 1906, Дом-музей Ф. фон Ленбаха) и военного насилия («Война», 1889, Новая пинакотека). Франц фон Штук воспринял многие черты переходной художественной эпохи, какой в историческом плане был стиль модерн.



Сознательно оказавшись в стороне от проблем, увлекавших таких известных представителей искусства конца XIX - начала XX века, как Врубель, Гоген, Мунк, - поисков смысла жизни, разгадки будущего человечества, обнажение одиночества личности на фоне мирового универсума, он пытался вдуматься в пересечение духовного и телесного, красоты и зримой реальности человеческого облика. Не все убедительно сопрягалось в творческих исканиях Франца фон Штук. В них можно найти примеры сосуществования чуждых друг другу эстетических установок и стилистических приемов.

Штук Чистота
Чистота
1889
Штук Юдифь
Юдифь и Олоферн
1926
Штук Битва
Битва за женщину
1905
Штук Фавн
Фавн и русалка
1918
Штук Весна
Весна
1909
Штук Страж
Страж рая
1889


Художник сочетал в своих картинах черты академического натурализма и стиля модерн. Под влиянием Фридриха Ницше создавал фантастико-аллегорические произведения, проникнутые нарочито брутальной символикой. Но в моменты прозрений у этого художника рождались столь оригинальные соединения поэзии и разоблачительного исследования, романтизма и натурализма, которые, свидетельствуя о новом понимании возможностей изобразительного искусства, являли собой настоящие структурные открытия. Такие произведения шокировали зрителя, вызывая нередко оторопь и скандалы среди публики, но позже получали высокую оценку своей поэтической интонацией и новизной мысли.

Штук Поцелуй
Поцелуй сфинкса
1895
Штук Грех
Грех
1893
Штук Сизиф
Сизиф
1920
Штук Чувственность
Чувственность
1891
Штук Сусанна
Сусанна и старцы
1913
Штук Купание
Купание Сусанны
1913
Штук Тилла Дюрье
Тилла Дюрье в образе Цирцеи
1912
Штук Качели
Качели
1898
Штук Диссонанс
Диссонанс
1910
Штук Вино
Вино
1888
Штук Инферно
Инферно
1908
Штук Семейный портрет
Семейный портрет
1909

Немецкий художник известен также как портретист («Автопортрет с женой», 1907, Вилла Штука; «Мэри в красной шляпке», 1902, частное собрание; все работы - в Мюнхене). Изготовлял эффектные декоративные рамы для своих картин. Его дар дизайнера-декоратора развернулся при постройке и оформлении собственного дома - Виллы Штука, для которой он исполнил ряд бронзовых скульптур («Атлет», «Амазонка», 1890-е) и декоративных панно (Помпеянская стена и др.). Преподавал в мюнхенской Академии художеств. Умер Франц фон Штук в Мюнхене 30 августа 1928 года.