Арт Small Bay

Тьеполо Джованни
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Тьеполо Автопортрет

Тьеполо Джованни Баттиста (Tiepolo Giovanni Battista, 1696-1770), итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Учился в Венеции у Ладзарини, испытал влияние Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяццетты; работал главным образом в Венеции и ее окрестностях (в 1756-1758 президент венецианской Академии художеств), а также в Милане, Вюрцбурге, Мадриде. Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург и других собраниях).

Тьеполо Царица Пальмиры Зенобия перед императором Аврелианом
Царица Пальмиры Зенобия перед
императором Аврелианом, 1717,
Музей Прадо, Мадрид
Тьеполо Триумф императора Аврелиана
Триумф императора Аврелиана,
1718, Галерия Сабауда,
Турин, Италия
Тьеполо Сципион Африканский освобождает Массиву
Сципион Африканский освобождает
Массиву,1719-1721, Музей
Уолтерса, Балтимор

В дальнейшем стиль итальянского художника приобретает свободу и экспрессивность, его колорит светлеет, обогащаясь тонкими нюансами (плафоны церквей Джезуати, 1737-1739, и Скальци, 1743-1744, в Венеции). К середине XVIII века Тьеполо, ставший к этому времени признанным главой венецианской школы живописи, пользовался широкой известностью, много работал для иностранных дворов.

Тьеполо Царица Зенобия обращается к своим солдатам
Царица Зенобия обращается к
своим солдатам, 1725-1730 годы,
Национальная галерея, Вашингтон
Тьеполо Битва у города Верчелли
Битва у города Верчелли,
1725-1729, Музей искусств
Метрополитен, Нью-Йорк
Тьеполо Агарь в пустыне
Агарь в пустыне, 1726-1729,
Архиепископский дворец,
(Палаццо Arcivescovile), Удине

Созданные Тьеполо в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов (росписи епископской резиденции в Вюрцбурге, 1750-1753; палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, виллы Вальмарана близ Виченцы, 1757; плафоны Королевского дворца в Мадриде, 1762-1766).

Франс Франкен Младший Frans Francken the Younger

Яркой колоритностью, эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники поражают станковые произведения Тьеполо (“Триумф Амфитриты”, около 1740, Картинная галерея, Дрезден; “Поклонение волхвов”, 1753, Старая пинакотека, Мюнхен). Фрески Тьеполо, завершающие развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI-XVIII веков, и его картины с их неожиданными ракурсами и пространственной динамикой, живописной легкостью и свободой, тонкостью световоздушных эффектов, прозрачностью мягких красок принадлежат к вершинам мировой живописи.

Тьеполо Ангел Исмаил спасающий Агарь
Ангел Исмаил, спасающий Агарь,
1732, Скуола Гранде ди Сан-Рокко,
Венеция
Тьеполо Триумф Зефира и Флоры
Триумф Зефира и Флоры,
1734-1735, Палаццо Ca 'Rezzonico,
Венеция
Тьеполо Юнона и Луна
Юнона и Луна, 1735-1745,
Музей изобразительных искусств,
Хьюстон

Тьеполо известен также как портретист (“Собрание в Арене”, 1748-1750, Пинакотека, Удине) и автор блестящих по технике исполнения, изысканных и гротескных офортов. В процессе поиска собственной манеры интерес венецианского художника вызвала живопись Джованни Баттиста Пьяццетты. Под его влиянием исполнена роспись венецианской церкви Оспедалетто на сюжет «Жертвоприношение Исаака» (1715-1716) и алтарный образ «Казнь святого Варфоломея» (церковь Сан Стае, Венеция). Крупные «фресковые» пятна цветов напоминают живописную манеру Пьяццетты. Желание преодолеть барочную патетику Лаццарини и найти собственную манеру заставляет художника обратиться и к живописи венецианца Себастьяно Риччи.

Тьеполо Семейная гармония
Семейная гармония
Тьеполо Добродетель венчающая Честь
Добродетель, венчающая Честь
Тьеполо Щедрость раздающая дары
Щедрость, раздающая дары
Эти три фрески созданы Тьеполо в 1734 году на вилле Лоски Зилери близ Монтевиаля в Италии

Значительной работой Джованни Баттиста Тьеполо в 1726-1730 годах стали росписи Архиепископского дворца в Удине, заказанные патриархом Аквилеи Дионисио Дольфин, деятельность которого была связана с этим городом. Новизна подхода к приемам живописной декорации и попытка использовать в связи с этим элементы «неоверонезовского» стиля Риччи проявилась во фресках трех плафонов галереи, потолка Красного зала, плафона лестницы, фресок стен галереи. Они исполнены яркими светлыми красками. Живописный цикл Архиепископского дворца на фоне белой с позолотой лепнины выглядит празднично. Написанные в резком ракурсе перспективные архитектурные декорации в росписях плафонов, как и в произведениях Себастьяно Риччи, создают эффект вовлечения зрителей в пространство. Язык живописи Риччи и Пьяццетты художник преобразует в свой индивидуальный стиль, сохраняя и в дальнейшем независимость по отношению к самоценным элементам традиции.

Тьеполо Александр Великий и Кампаспа в мастерской Апеллеса
Александр Великий и Кампаспа в
мастерской Апеллеса, около 1740,
Музей Гетти, Лос-Анджелес
Тьеполо Ринальдо очарованный Армидой
Ринальдо, очарованный Армидой,
1742-1745, Институт искусств,
Чикаго
Тьеполо Империя Флоры
Империя Флоры, около 1743,
Музей изящных искусств,
Сан-Франциско

В середине 1720-х годов Джованни Баттиста Тьеполо был создан и цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять панно находятся в Эрмитаже; два – в Художественно-историческом музее Вены; два – в Метрополитен-музее). В серию росписей, созданных художником, входят исторические сцены триумфов, сражений, прославляющие победы римлян во всех частях света и, возможно, навеянные событиями венецианской современной истории – победами над турками в начале столетия. Мир античных и христианских мифов существует в воображении художника нераздельно, как некое легендарное историческое прошлое, сценам из которого он придает драматическое звучание или лирический характер сказочного волшебства. В этих героических сюжетах Тьеполо в аллегорической форме прославил гражданские доблести семейства Дольфин, сыгравшего видную роль в истории Венеции.

Тьеполо Пир Клеопатры
Пир Клеопатры, 1743-1744,
Национальная галерея Виктории,
Мельбурн, Австралия
Тьеполо Вакх и Ариадна
Вакх и Ариадна, 1743-1745,
Национальная галерея искусств,
Вашингтон
Тьеполо Благородство и Добродетель побеждают Невежество
Благородство и Добродетель
побеждают Невежество, 1744-1745,
Палаццо Ca 'Rezzonico, Венеция

В росписях венецианского палаццо Лабиа (1746) на сюжет из античной истории Тьеполо создает подчиненное единому декоративному замыслу убранство салона. На стенах зала в иллюзорных архитектурных обрамлениях в духе Веронезе изображены сцены «Встреча Антония и Клеопатры в Тирсе» и «Пир Антония и Клеопатры». Потолок украшен фреской с изображениями Зефира и Флоры в плафоне овальной формы, а над ними парит фигура Пегаса. Сюжет из Плутарха художник трактует как тему победы любви, презрения ради нее власти, воплощая его в величественном ярком живописном спектакле. Представленные в венецианских костюмах 16 века центральные персонажи дополняют эту картину традиционного венецианского празднества, уподобляясь находящимся на подиуме актерам, привнося в действие атмосферу театральной травести. Современников Тьеполо восхищало умение художника создавать грандиозные фресковые ансамбли, как любая барочная роспись, вовлекающие в действие зрителей.

Тьеполо Святая Екатерина Сиенская
Святая Екатерина Сиенская, 1746,
Музей истории искусства, Вена
Тьеполо Встреча Антония и Клеопатры
Встреча Антония и Клеопатры, 1747
Национальная галерея, Эдинбург
Тьеполо Нептун предлагает богатство моря Венеции
Нептун предлагает богатство моря
Венеции, 1748-1750, Дворец Дожей

В 1730-1740-е годы Тьеполо были созданы многочисленные алтарные образы в венецианских церквах (Сан Альвизе, около 1740; деи Джезуати, 1748) и скуолах (филантропические братства: Гранде ди Сан Рокко, 1732; Гранде деи Кармине, 1740-1743). Даже в наиболее драматических сюжетах происходящие события смягчены воспроизведением характерных подробностей, живой мимикой лиц персонажей, свободой поз, красочностью костюмов. Наряду с образами легендарной истории венецианский живописец создает ряд росписей, в которых проявилось новое, созвучное эстетическим идеалам века понимание аллегории. С легкой, изысканной грацией исполнены в манере венецианских виртуозов аллегории в росписях плафона центрального зала виллы Корделлина-Ломбарди в Монтеккьо Маджоре около Виченцы (1743-1744), венецианского палаццо Реццонико (1743), плафонов залов виллы Лоски Дзилери около Виченцы (1734), панно «Венеция принимает дар Нептуна» (1745-1750) для зала Четырех дверей Дворца дожей.

Тьеполо Сцена из античной истории
Сцена из античной истории, 1750,
Национальная галерея, Вашингтон
Тьеполо Святая Цецилия Римская
Святая Цецилия Римская, 1750-1760,
Национальный музей Каталонии
Тьеполо Смерть Гиацинта
Смерть Гиацинта, 1752-1753, Музей
Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Писавшие о художнике современники всегда отмечали индивидуальность его личности и дарования. Известно, что это был галантный, приятный в обращении человек, обладавший ироничным умом. В 1756 году Джованни Баттиста Тьеполо стал президентом Академии художеств в Венеции и руководил крупнейшими художественными заказами, проведением выставок, конкурсов, созданием галереи портретов дожей для Дворца дожей. С 1750 года художник работал в основном вне Италии. Фантазия, свойственный его живописи декоративный размах проявились в росписях Архиепископской резиденции дворца в Вюрцбурге (1750-1753). Изображенные мифологические и аллегорические персонажи объединены в некое созданное воображением художника театрализованное действо, поражающее обилием света и красочностью. Сюжет был призван прославить королевство Франконии, мудрое правление князя-епископа К.Ф. фон Грейфенклау.

Тьеполо Святые Фиделий Сигмарингенский и Иосиф из Леонессы
Святые Фиделий Сигмарингенский
и Иосиф из Леонессы, 1752-1758,
Национальная галерея, Парма
Тьеполо Риналдо и Армида в саду
Риналдо и Армида в саду, 1753,
Галерея Резиденции Вюрцбург,
Бавария
Тьеполо Аполлон и Дафна
Аполлон и Дафна, 1755-1760,
Национальная галерея искусств,
Вашингтон

После цикла в Вюрцбурге этапным произведением явились росписи виллы Вильмарана около Виченцы (1757). Художник работал здесь вместе с сыном Дж. Доменико, сам украсил фресками атриум, четыре зала виллы и садовый павильон (форестерию), где исполнил лишь одну фреску «Олимп». Эпизоды из произведений Гомера, Тассо, Вергилия, Ариосто разворачиваются в пейзажах, словно раздвигающих пространство залов. Палладианский тип загородной виллы способствовал воплощению здесь художником эстетических представлений века Просвещения о гармонии архитектуры и природы. Мысль о превосходстве чувства над рационалистическим мышлением в подражании природе стала центральной в программе росписи виллы Вальмарана. В выборе тем и их живописном воплощении Джованни Баттиста Тьеполоо удалось программно выразить идеалы венецианской живописи века Просвещения с ее новаторским особым пониманием живописности, культом чувства. Сюжеты отвечали восприятию мира итальянским художником, позволяя обратиться к традиционному жанру пасторали, проявить силу воображения.

Тьеполо Моряк и девушка с кувшином
Моряк и девушка с кувшином,
около 1757, Национальная
галерея, Лондон
Тьеполо Аполлон и Диана
Аполлон и Диана, 1757,
Вилла Вальмарана в Винченцо,
Венето, Италия
Тьеполо Меркурий, явившийся к Энею
Меркурий, явившийся к Энею, 1757
Вилла Вальмарана в Винченцо,
Венето, Италия

Период 1762-1767 годов Тьеполо провел в Испании, где по приглашению короля Карлоса III вместе с сыновьями Дж. Доменико и Лоренцо (преимущественно портретист и акварелист) украсил фресками Королевский дворец в Мадриде, исполнил семь алтарных образов для церкви св. Паскаля в Аранхуэсе (эскизы – Прадо, Мадрид; замок Аранхуэс). Сцена «Триумф Испанской монархии» во фреске плафона Тронного зала композиционно повторяла роспись потолка парадной лестницам вюрцбургского дворца. У иллюзорного карниза так же были помещены группы исторических и аллегорических персонажей. В несколько тяжеловесных фигурах, которыми перегружена композиция, ощутимы черты, предвосхищающие закат великой традиции «большого стиля». Эскизы для церкви были исполнены свободным динамичным мазком, но с ориентацией на колорит живописи испанских мастеров. Они не устроили заказчиков и были переданы другим живописцам. Эта неудача ускорила смерть Тьеполо, скончавшегося в Мадриде в 1770 году. Он не сумел усвоить чуждый ему язык модной живописи классицизма второй половины 18 века.

Тьеполо Святая Фекла Иконийская спасшая город от чумы
Святая Фекла Иконийская, спасшая
город от чумы, 1759, Собор Эсте
Тьеполо Непорочное зачатие
Непорочное зачатие,
1767-1769, Прадо, Мадрид
Тьеполо Явление трех ангелов Аврааму
Явление трех ангелов Аврааму,
1770, Музей Прадо, Мадрид

С венецианским изяществом, театрализацией, декоративной энергией Тьеполо передавал в своем искусстве особый колорит венецианской культуры века Просвещения. Тьеполо был и прекрасным рисовальщиком, занимался гравюрой, создав свой неповторимый графический стиль. В рисунках и сериях офортов он открыл принципы живописности, развитые художниками 19 века. Графические серии «Vari capricci» (1743) и «Scherzi di fantasia» (около 1740-1770) с их загадочными сюжетами до сих пор заставляют исследователей спорить об аллюзиях мастера, заниматься расшифровкой содержания листов. В традиции венецианского каприччо Джованни Баттиста Тьеполо соединяет воедино элементы аркадийского мироощущения и постепенно вытесняющих его неоклассицистических эстетических воззрений, воплощая свои мысли в персонажах, скрытых под гротескно аллегорической маской – как бы особом временном измерении, присущим видению художника века Просвещения.

Берн-Джонс Эдвард Burne-Jones Edward
Top Mail.ru