Скульптура стиля модерн
Огюст Роден и Аристид Майоль
Модерн (от фр. moderne – новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) – стиль в европейском и американском искусстве конца 19 века – 1910-х годов. Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм , виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. Отличительными особенностями техники модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, натуральных линий. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Яркими мастерами стиля модерн являлись скульпторы – Огюст Роден, Камилла Клодель, Аристид Майоль, все – Франция; Франтишек Билек – Чехия; Герман Обрист – Германия; Жан Минне – Бельгия.
Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917). Великий французский скульптор Огюст Роден во многих своих работах был близок к импрессионистам и художникам стиля модерн в стремлении передать мгновение в выражении лица или в позе человека; в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Почти все его произведения вызывали интерес и неоднозначную реакцию публики, как, например, "Бронзовый век".
Именно поиск едва уловимого, изменчивого, стремление воплотить в столь "вечном" искусстве, как скульптура, всю трепетность жизни, а также новаторский характер моделировки часто вызывали негативную оценку у зрителя. Одним из самых выразительных произведений стал памятник "Граждане города Кале". Это реалистическая монументальная скульптура, в которой Роден сумел воплотить героические образы людей, абсолютно разных, но объединенных общей судьбой. Он много работал также в жанре портрета.
Портреты Родена разнообразны по характеристике, в них всегда подчеркнута главная, по мнению скульптора, черта модели: изящество и артистизм Далу, ироничность Рошфора, темперамент, вдохновенность Гюго. Интересовали скульптора и лирические, интимные сюжеты. Его работа "Вечная весна" – одно из самых проникновенных и знаменитых произведений в мировом искусстве на этот сюжет. Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. Другие известные произведения: Поцелуй, 1886; Упавшая кариатида, 1882; Ева 1881; Данаида, 1885; Па-де-де, 1908; Статуя Бальзака, 1897.
Аристид Майоль, (Aristide Maillol) (1861-1944). Выдающийся скульптор XX века Аристид Майоль (Аристид Жозеф Бонавентюр) начинал учебу в студиях салонных художников в 1881 в Париже, а затем в Школе декоративно-прикладного искусства. В своих ранних живописных работах Майоль подражал Гогену, Ренуару. Живописью он продолжал заниматься всю жизнь, считая это "необходимым отдыхом". Мастера увлекало также искусство гобелена. В 1894 году на выставке в Брюсселе его гобелен "Очарованный сад" получил восторженный отзыв Гогена. Лишь в возрасте около сорока лет Майоль занялся скульптурой. Искусство пластики захватило его и стало главным в творчестве мастера. Майоль никогда не обращался к формалистическим поискам. Он стремился к тому, что- бы его скульптуры можно было наблюдать со всех сторон и любоваться красотой естественного, прекрасного и сильного тела. Излюбленная модель – обнаженное женское тело, отличающееся отменным здоровьем. Женский образ приобретал в творчестве Майоля различный аллегорический смысл, но при этом всегда сохранял естественность и красоту натуры. "Река", одна из последних крупных работ мастера, входила в задуманную им серию, олицетворяющую три природные стихии: землю, воду и воздух, которые он представил в виде трех женских фигур. "Река" – стихия воды, быстрой, играющей, капризной, вечно изменчивой. Скульптор погиб в результате автомобильной аварии. Последней, оставшейся неоконченной, работой была статуя "Гармония".