Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Буше Купание Дианы

Купание Дианы

1742. Музей Лувр, Париж.

Boucher Francois. Буше Франсуа, картины и биография ►

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
Размер картины французского живописца Франсуа Буше «Купание Дианы» 56 x 73 см, холст, масло. Дидро всегда считал, что в этом художнике был потерян самый многообещающий талант эпохи Просвещения. Из Италии Франсуа Буше вернулся живописцем яркого поэтического дарования. Но несмотря на всю одаренность художника, философ Дени Дидро вскоре разочаровался в нем, усмотрев в творчестве Буше чрезмерную самоудовлетворенность и успокоенность, нежелание добиваться чего-то более серьезного, чем изображение нимф и пастухов.

В 1765 году, когда Буше был объявлен первым живописцем короля, Дидро не преминул высказаться, назвав главным недостатком художника его нравственную испорченность: "Недостаточность моральных норм повлекла за собой снижение вкуса, цветового и композиционного чутья, выразительности образов и, в конце концов, общий кризис художественных навыков". Дидро вопрошал: "Что можно ожидать от человека, имеющего дело с самыми последними шлюхами?"

Сегодня мы склонны к большей терпимости в отношении к творчеству этого мастера стиля рококо, понимая, что художники обычно доверяют только себе, руководствуясь собственными моральными нормами и потребностями. Буше, по крайней мере, не был нравоучителен, как Жан Батист Грёз. Ренуар, к примеру, очень тепло относился к Буше, которого другие уличали в лени и фривольности. Ренуара не меньше привлекала тема удовольствий, и ему было приятно считать себя единомышленником Буше. Еще в годы учебы Ренуар называл своей любимой картиной «Купание Дианы»; отголоски ее композиции будут постоянно появляться в ренуаровском творчестве.

Действительно, есть какое-то внутреннее родство между Буше и Ренуаром, но мы не уверены, что только этот факт способствует репутации того или иного художника. Сезанн, в конечном итоге, занял противоположную позицию по отношению к творчеству своего давнего друга. Уже в поздний период, услышав чью-то фразу о возросшем самодовольстве Ренуара, Сезанн отозвался об этом словами Дидро: "Что же вы хотите? Ренуар имел дело с парижскими женщинами". К тому времени не только смысл, но и сам речевой оборот умозаключений Дидро по отношению к художнику стиля рококо стал частью студийного фольклора.

Перейти к следующей работе мастера ►