Автопортрет Рембрандта
Живопись эпохи барокко
Автопортрет написан голландским художником Рембрандтом ван Рейном в возрасте 59 лет. Размер картины 91 x 77 см, холст, масло.
Полное название картины «Автопортрет Рембрандта ван Рейна в образе апостола Павла».
Изображение Рембрандтом самого себя, часто повторяемое и преобразуемое, всегда идущее в глубину, оно, как было однажды сказано, целая автобиография в зрительной форме, «единственная для всего человечества» (Вильгельм Пиндер). Единственный раз в истории в этих картинах воплощены становление личности, рост индивидуальности. Перед нами – человеческий документ, не имеющий себе равных. Но подобная беспримерность не должна заслонять взгляд на конкретное, особенное, так как это – самое важное.
Речь идет об автобиографии художника определенной исторической эпохи и определенной страны. Речь идет об изображении самого себя в определенном общественном положении. Поздние автопортреты 60-х годов не оставляют ни малейшего сомнения в том, что ни один из них не дает ясного представления о Рембрандте, только их полный контрастов ансамбшь делает набросок личности, человека с его противоречиями. Все автопортреты по-своему выражают действительное отношение ко времени и жизни, их контрасты и противоречия отражают уже ранее познанные противоречия человеческого существования и лишь позднее в автопортретах с постоянно растущей силой появляется понятый антагонизм между социальным бытием и индивидуальными устремлениями одинокого художника.
Возвышение самого себя как средство самозащиты и, одновременно, как единственно возможное средство защиты искусства и художников вообще. В них провозглашается и самоутверждение Рембрандта по отношению к обществу, в котором направленные в будущее высказывания художника, его представления о человечности «с чистым сердцем» не имеют никакой основы. Этим объясняется то монументальное преображение собственного «я» художника вплоть до трагической величины, ищущей меру оценки лишь в самой себе и оправдывающей в художественной форме «бессознательный, но чудовищный эгоизм» гения (Эмиль Верхарн).
Например, в кельнском автопортрете Рембрандт сознательно представляется нам рядом с бюстом древнеримского бота Термина, повелителя границ и времени. Перед этой аллегорией смерти, избежать которой никто не в силах, художник дает отпор времени, миру и им самим избранной судьбе – с непостижимой и скрытной усмешкой, с явной издевкой, с триумфирующим спокойствием и иронией, освещенный «золотым сиянием угасающего послеобеденного света». «Скульптуре Термина Рембрандт противопоставляете свое зрелое живописное совершенство в овладении краской и светом, символу смерти – бурлящий жизнью мазок кисти и свою спокойную философскую улыбку. Этот поздний автопортрет Рембрандта провозглашает самым сокровенным образом старый девиз Термина – «Я ни перед кем не отступаю». Поздняя живопись Рембрандта доводит предмет ее изображения до такого масштаба самовыражения, что заключенное в ней, полное энергии представление о человеческой диалектике заставляет нас в конце концов забыть о самой мотивировке картин, портретов и автопортретов великого живописца.