Автопортрет Яна Вермеера Делфтского
Живопись эпохи барокко
Предполагаемый автопортрет голландского художника Яна Вермеера Делфтского. Автопортрет является частью картины живописца «У сводни». Размер картины 143 x 130 см, холст, масло.
Картина написана Вермеером в возрасте приблизительно двадцати четырех лет, в годы раннего периода своего творчества.
В картине «У сводни» художником применительно к голландской реальности обыграна тема библейской притчи Евангелия от Луки о Блудном сыне, который бездумно проматывает наследство и прожигает жизнь в развлечениях, азартных играх и в притонах с блудницами.
Историками искусства голландского барокко и исследователями творчества художника Яна Вермеера Делфтского принято считать, что под видом Блудного сына Вермеер изобразил себя,
а в образе легкодоступной красавицы свою молодую жену Катарину Болнес.
Ян Вермеер Делфтский, голландский живописец, мастер жанровой живописи и пейзажей, предположительно был учеником трагически погибшего талантливого художника Карела Фабрициуса. Ян Вермеер, как живописец, окончательно сформировался под влиянием творчества Питера де Хооха и Рембрандта ван Рейна. Содержание картин художника обыкновенно очень несложно: они изображают или улицу, или внутренние покои и антураж дома с одной или двумя фигурами, иногда человеческую голову, писанную с натуры. Но Вермеер Делфтский является в них первоклассным мастером, благодаря своему искусству передавать природу с удивительной точностью, своей свободной и легкой манере исполнения, в особенности же благодаря своему умению превосходно передавать в картинах перспективу и освещение.
Произведения Вермеера Делфтского встречаются довольно редко и ценятся очень высоко. В их числе картины – «Служанка с кувшином молока» (Государственный музей, Амстердам), «Девушка, читающая письмо у окна» (Картинная галерея, Дрезден), «Аллегория живописи» (Музей истории искусства, Вена), «Дама в голубом платье» (Рейксмузеум, Амстердам), «Девушка с перламутровым ожерельем» (Картинная галерея Берлинского музея) и другие.