Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Ватто Французская комедия

Французская комедия

Около 1716. Картинная галерея, Берлин-Далем.

Watteau Antoine. Ватто Антуан, картины и биография ►

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
Картина французского живописца Антуана Ватто «Французская комедия». Размер картины 37 x 48 см, холст, масло. Картина также известна под названием «Любовь в французском театре». В начале XVII столетия наряду с итальянской комедией во Франции игрались пасторали, переделки для сцены пастушеских романов, и трагикомедии, пьесы как бы замещающие огромное пространство между комедией и трагедией.

Собственно комедии, скованные искусственным соблюдением единств времени и места, застыли на французской сцене и их форма не меняется до середины XVIII столетия. Писались они обыкновенно в стихах, что придавало еще большую искусственность. Зато стиль достигает высшего совершенства в "Мелите" и "Лжеце" Корнеля и в "Тяжущихся" Расина. Наряду с совершенствованием стиля французская комедия приобретает и салонный изысканный характер; ее персонажи начинают говорить, как придворные Людовика XIV. Скоромные шутки классической комедии также изгоняются и дают место более изящному остроумию и игре слов.

Комедии делились на "Комедию характеров", "Комедию интриги" и "Комедию нравов". Эти названия давались, однако, произвольно, скорее по таланту авторов, чем по принципам замысла. Они намекают, впрочем, на этическое значение, какое старались придать комедии теоретики литературы, Корнель и Буало. Сюжеты французской комедии черпались, однако, очень часто из испанских драматургов. Из современников Корнеля и Расина выдаются Ротру, Скюдери, автор "Комедии актеров", Томас Корнель, написавший "Госпожу Жобен", и Кино, автор "Матери кокетки". Отдельно стоит Скарон, с его неисчерпаемым остроумием, переходящим часто в шутовство. В его комедии "Тифон и Вергилий наизнанку" выдвинулся комик Жоделе, по имени которого названа третья пьеса Скарона, имевшая наибольший успех.

Мольеровская комедия отчасти возвращается к итальянским образцам, например, в "Сганареле" и "Проделках Скапина", но в то же время вносит жизненную правду, типическую законченность в изображение действующих лиц. Бессмертные комедии Мольера: "Тартюф", "Мизантроп", "Скупец", "Жорж Данден" являются показателями высшего расцвета классической комедии. Из преемников Мольера более известны Отрош, автор "Доктора Криспина", Монфлери, автор фривольных пьес вроде "Школы ревнивцев", Бурсо, писавший так называемые comedies à tiroirs, и Барон, автор комедии "Счастливец".

Перейти к следующей работе мастера ►