Пьер Жан-Батист Мари
Картины и биография
Пьер Жан-Батист Мари, французский художник, гравер и рисовальщик. Мастер историко-мифологической и религиозной живописи, а также автор картин с жанровыми сценами. Родился 6 марта 1714 года в Париже в семье богатого ювелира. Учился у Шарля-Жозефа Натуара. В 1734 после получения Римской премии, Пьер отправился в Вечный город для изучения итальянского искусства. В Риме он в течение пяти лет занимался живописью под руководством проживавших в италийских землях представителей Академии художеств Франции Жан-Франсуа де Труа и Никола Флейхельса.
Флейхельс поощрял Пьера к созданию рисунков-пейзажей окрестностей Рима, что в дальнейшем вызвало у молодого художника интерес к жанровой живописи. Первыми результатами этого увлечения стали картины, выставленные в 1736 году в Париже, как жанровые сценки из жизни простых людей. За картину «Геркулес убивает Диомида, царя Фракии» (Монпелье, музей Фабра), написанную в 1741 году, художник был принят в Академию художеств. В 1751 году Пьер написал картину «Смерть Гармонии» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), отражая в ней уже интерес к героическим свершениям греков и римлян, впоследствии ставшими очень востребованными во времена Французской революции.
Художник был принят в члены Академии в 1742 году, став ее директором еще до смерти Франсуа Буше в 1770 году, который был первым живописцем короля Луи XVI. Пьер разработал ряд оригинальных стилей. Для создания религиозных картин и историко-мифологических композиций он прибегал к концепциям итальянской живописи в стиле барокко.
Мифологическим образам в своих картинах Пьер часто придавал более светлые оттенки, создавая эмалевые эффекты, которые хорошо сочетались с декоративными деталями рококо. Однако жанровые сцены были представлены художником как строгие композиции, выполненные в ограниченном диапазоне цветов.
Жан-Батист Мари Пьер сделал блестящую карьеру живописца, в 1770 году он стал ректором Королевской Академии художеств, а после смерти Буше в том же году – первым живописцем короля. Он был всесильным мэтром в художественных кругах Франции, настойчиво продвигавшим свои воззренческие концепции. Пьер не одобрял новаторство Шардена и других художников, и в Королевской Академии придавал главенствующую роль исключительно исторической живописи.
Религиозные картины Жана-Батиста Мари Пьера «Мученичество святого Стефана» (1745, Музей изящных искусств, Марсель), «Казнь Иоанна Крестителя» (1761, Музей Кальве, Авиньон), росписи (Собор Сент-Рок, Париж), жанровые сцены «Урок бабушки (1741, музей искусств, Осер), «Возвращение с рынка» (Музей изящных искусств, Дижон), «Старик в кухне» (около 1745, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), пейзажи (Лувр, Париж), рисунки (Национальный музей, Стокгольм; Государственный художественный музей, Копенгаген) и эскизы – очень элегантны и полны грации.
Талантливо построенные композиции французского мастера исторической живописи Жана-Батиста Мари Пьера, светлые и гладко положенные цвета его картин, по сравнению с художниками предшествующего поколения очень ясны, чисты и сдержанны. Французский живописец скончался 15 мая 1789 года в Париже, оставив после своей смерти множество учеников, ставших талантливыми художниками.