Пилон Жермен
Скульптуры и биография
Пилон Жермен (Pilon Germain) (около 1525-1528 или 1535-1590), французский скульптор, один из крупнейших мастеров французского Возрождения. Учился у своего отца – резчика по камню. Работал в основном в Париже и замках вокруг столицы (Фонтенбло). Был образованным человеком, любившим и хорошо знавшим античную поэзию и историю. В ранних произведениях художник прославляет красоту и обаяние юности ("Три Грации", около 1563, Париж, Лувр).
Работая в мраморе, ваятель искусно передает упругую гибкость и стройность тела, грацию движений, изящество форм, ощущение нежной поверхности кожи, ее матовое свечение. Хотя композиция была создана как надгробное сооружение – Грации поддерживают урну с сердцем Генриха II, – облик девушек исполнен ясного, просветленного приятия жизни. Это одно из самых прекрасных творений французского Ренессанса. Вместе с Пьером Леско Пилон работал над монументальной усыпальницей Генриха II и Екатерины Медичи (1563–1572, Париж, аббатство Сен-Дени).
Надгробие в виде грандиозной арки венчают статуи коленопреклоненных короля и королевы в парадных одеждах. Несмотря на некоторую обобщенность трактовки, Пилон передает различие характеров и индивидуальности королевской четы.
Валентина Бальбиани, мрамор, надгробная статуя, Лувр, Париж
Образ Генриха II, получившего смертельное ранение на рыцарском турнире и умершего в возрасте 40 лет, поражает своей человечностью. В тихой задумчивости лица, в неуверенном наклоне головы, в жесте рук проступают растерянность, недоумение и в то же время смирение перед судьбой. Хотя Екатерина Медичи также изображена в молитвенной позе, от ее фигуры исходит ощущение концентрированной, деятельной энергии. Лицо четких определенных форм, с плотно сжатыми губами говорит о волевом, властном характере. Надгробие создавалось при жизни королевы по ее заказу, и скульптор изобразил ее такой, какой она желала остаться в памяти потомков. В статуях королевской четы проявился несомненный дар мастера в области портрета. Внутри арки король и королева представлены полуобнаженными, распростертыми на мраморных саркофагах, как бы в предсмертной агонии.
Подлинным шедевром Пилона и всей мировой пластики является надгробная статуя канцлера Рене Бирага (1584–1585) и его жены Валентины Бальбиани (1572–1584, обе – Париж, Лувр) работы Пилона. В искусстве Пилона поражают мощная лепка, динамика и выразительность скульптурных форм, сложность и многоплановость в передаче внутреннего мира человека. Художник мастерски трансформирует реальные объемы человеческого тела, одежды в выразительные пластические формы: мантия Бирага упругими динамичными спиралями стелется за ним, словно некое бронзовое чудовище, притаившееся за спиной коленопреклоненного канцлера. Метафоричность мышления – характерная особенность, присущая творчеству Пилона и французского Возрождения вообще. В статуе Валентины Бальбиани перед нами предстает прекрасная молодая женщина, как бы погруженная в воспоминания. В ее образе запечатлены умиротворенность и сосредоточенность души, словно человек на грани бытия пытается проникнуть в некие неведомые тайны, постичь некие великие истины. В обработке мрамора сказалась школа, полученная Пилоном в мастерской отца. С тончайшим, но не навязчивым мастерством передает Пилон различные фактуры: нежную податливую мягкость кожи, шелковистый блеск локонов, узорчатое шитье великолепного платья.
Умение воссоздать особенности внутреннего мира человека, индивидуальность модели определили успешную работу Пилона в жанре портрета: бюст Генриха II (около 1570–1575), Карла IX (оба – Париж, Лувр), епископа Ж. де Морвийе (1577, Орлеан, Музей изящных искусств); медали с портретами Генриха II, Карла IX, Екатерины Медичи, Рене Бирага и др. Поздние работы Пилона пронизаны настроениями тревоги ("Скорбящая Мадонна", около 1586, Париж, Лувр). В образе Марии отражено смятение души, охваченной скорбью. Техника терракоты сохранила трепет прикосновения рук художника, следы движения пальцев и стека по влажной глине, выражающие волнение самого мастера. В рельефе "Снятие с креста" (1580–е, Париж, Лувр) в поникших контурах, в нервном ритме линий воплощена тема скорби: кажется, "плачут" складки одежд, струящиеся потоки волос. Даже фон пролеплен тончайшим рельефом, испещрен чуть заметными колебаниями высоты рельефа, углублениями, подъемами – словно поверхность его "дышит"; отражающиеся блики света создают ощущение одухотворенной пространственной среды. Произведения последнего периода жизни Пилона созвучны кризисным явлениям в истории Франции, охваченной братоубийственными религиозными войнами, кризисом ренессансного гуманизма.