Роден Oгюст
Скульптуры и биография
Роден Франсуа Oгюст Рене (1840-1917) (Rodin Franсois-Auguste-Rene), знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Франсуа Oгюст Рене Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже. Учился в парижской Школе изящных искусств, пользовался советами скульпторов Жана Батиста Карпо и Антуана Луи Бари, испытал влияние пластики Микеланджело и Донателло. Роден работал в Париже и Медоне; в 1871-1877 годах посещал Бельгию и Италию.
Уже ранним работам Родена ("Человек со сломанным носом", 1864, Лувр, Париж; “Бронзовый век”, 1876, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Иоанн Креститель", бронза, 1878, Музей Родена, Париж) присущи смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в передаче сложных движений, энергичная моделировка объемов. В 1884-1888 Роден создал для города Кале скульптурную группу "Граждане Кале" (бронза; установлена в 1895), суровое героико-драматическое звучание которой, сложная эмоциональная атмосфера и ощущение внутренней напряженности героев воссозданы с помощью беспокойного ритма композиции, контрастов статичных и динамичных фигур, материальной весомости пластических масс, экспрессии поз и жестов.
С 1880 года и до конца жизни Роден работал над горельефной композицией "Врата ада", символически воплощавшей мир человеческих страстей и навеянной "Божественной комедией" Данте, библейскими и мифологическими мотивами, поэзией Франсуа Вийона и современных Родену французских авторов. Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал как самостоятельные произведения (острогротескная фигура "Та, которая была прекрасной Ольмьер", 1885; пронизанная ярким эмоциональным порывом группа "Поцелуй", 1886; исполненная пластической мощи, драматизма и духовного величия статуя "Мыслитель", 1888; многочисленные варианты в бронзе и мраморе – в Музее Родена, Лувре (Париж), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств (Москва) и других собраниях.
С середины 1880–х годов в творчестве скульптора все более нарастает тяготение к усложненным символическим образам, к выявлению всей гаммы человеческих эмоций – от ясной гармонии и мягкого лиризма до мрачного самоуглубления и полного отчаяния. Его произведения приобретают эскизный, внешне как бы незаконченный характер, контрастнее становится игра света и тени, моделировка текучих форм – подчеркнуто живописной. Эти приемы позволили Родену, одному из основоположников импрессионизма в скульптуре, создавать впечатление мучительного рождения формы из стихийной, аморфной материи.
Вместе с тем Роден всегда сохранял пластическую определенность форм придавал особое значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения скульптурного образа (памятник Оноре де Бальзаку на бульваре Распай в Париже, бронза, 1893-1897; установлен в 1939). Острота и цельность передачи характера человека, его внутреннего мира свойственны портретным бюстам Родена (портрет Виктора Гюго, мрамор, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Творчество Родена дало мощные импульсы художественным исканиям многих, различных по направленности мастеров скульптуры ХХ века и в первую очередь его учеников – Антуана Бурделя, Аристида Майоля, Шарля Деспио, А.С. Голубкиной. Большинство своих произведений Огюст Роден завещал французскому народу, многие из скульптур великого мастера хранятся в музее Орсэ и в музее Родена в Париже, а так же в музее Родена в Филадельфии. Скончался Огюст Роден 17 ноября 1917 года в Медоне, недалеко от Парижа.