Токе Луи
Картины и биография
Токе Луи (или Токке) (Tocque Louis) (1696-1772), французский живописец, мастер портретного жанра, представитель рококо. Искусству живописи обучался у Никола Бертена и Жана Марка Натье. В 1731 году художник Луи Токе за портреты представителей семьи королевского дома Франции и парижской аристократии был принят кандидатом в члены Королевской Академии художеств, а в 1734 году стал ее действительным художником.
В 1730–х годах Токе был удостоен монаршей милости писать портреты королевы, дофина Людовика XV и его супруги Марии Лещинской (польки по происхождению), благодаря чему получил известность не только во Франции, но и за ее пределами. В 1756-1758 годах Луи Токе был приглашен в Россию канцлером Воронцовым для написания портрета императрицы Елизаветы Петровны.
В России Токе, помимо исполнения нескольких портретов императрицы Елизаветы Петровны, написал несколько портретов знатных лиц, в их числе, портреты графа Разумовского, князя Бестужева-Рюмина, графа Чернышева, графини Головкиной и некоторых других. Присущие Токе живописное мастерство, тонкая холодная серебристая цветовая гамма оказали заметное влияние на формирование стиля живописи таких русских мастеров, как Рокотов и Левицкий.
Живописец Луи Токе вошел в историю французского и европейского искусства (не только искусства Франции, Токе, например, также являлся действительным членом Датской академии художеств) как блестящий мастер парадного аристократического портрета. Картины художника Токе всегда отличает тонко выбранная композиция, ясный рисунок, и эффектное представление своих моделей.
Картина Луи Токе "Мадам д'Анже".
Искусство портрета – это искусство социальное.
И все же редко когда между портретируемым и зрителем устанавливается столь искренняя связь и столь очевидный контакт взглядов,
как в портрете "Мадам д'Анже, супруга генерала Франсуа Бальтазара д'Анже Дюфэ".
Немногие портреты излучают и столь открытую, искреннюю приветливость, как этот.
Скромная и милая женщина представлена за каким-то занятием, ныне уже непонятным для нас.
Это как будто занятие, рукоделье, и, в то же время, в немнет особой необходимости,
хотя изделие может стать каймой и для алтарной пелены, и для какой-нибудь вышивки.
Женщина нанизывает узелки в виде цепочки на шнур,
вытягивая последний из элегантной овальной коробочки-катушки,
украшенной золотом и эмалью. Рукоделие демонстрируется в картине для того, чтобы показать
антипатию женщины к постоянной праздности своего социального круга, а заодно и
подчеркнуть изящество женских пальцев. В сознании общества тех времен уже
созрело мнение о том, что праздно живущая женщина теряет свою привлекательность.
Один английский поэт начала XIX века так описал процесс рукоделия:
"Каждый тонкий пальчик играет свою роль..
С таким стараньем и искусством,
Словно желает зажечь юное сердце
И согреть уставшее."
Занятость какой-либо работой – любопытная тема в портретном искусстве, но она быстро стала банальностью. Три года спустя после
создания портрета Токе художник Натье, приходившийся тестем Токе, изобразил дочь Людовика XV, мадам Аделаиду, за тем же занятием,
хотя она была, конечно, мнимой мастерицей.
Наблюдательность Луи Токе как бы помогает смягчить этот штамп социальной характеристики, уводя глаз к деликатному рисунку кружев и к тонко построенной композиции. Штамп может развлекать, хотя в его основе всегда будут заключаться определенные ментальные предпосылки. Всегда нелишне знать, что искусство способно видеть разыгрываемые в жизни комедии на темы нравственности.