Энсор Джеймс
Творчество и биография
Энсор Джеймс (Ensor James) (1860–1949), бельгийский живописец и график. С 1877 учился в Академии художеств в Антверпене, с 1881 жил в Остенде. В ранний период творчества Энсор писал навеянные фламандской живописью XVII века и произведениями Гюстава Курбе бытовые сцены (“Мальчик с лампой”, 1880, Музей современного искусства, Брюссель; “Завтрак с устрицами”, 1882, Королевский музей изящных искусств, Антверпен). В дальнейшем художник перешел к символико-фантастическим, кричаще-ярким по колориту композициям с изображениями масок, пляшущих скелетов и т.п., в которых острая ирония и гротеск, сатира на пошлость окружающего мира сочетаются со зловещей пародией на жизнь человечества (“Въезд Христа в Брюссель”, 1888, Музей Энсора, Остенде). Энсор выполнил также ряд многофигурных офортов, полных драматизма и беспокойного движения (“Собор”, 1886; “Смерть, преследующая человеческое стадо”, 1896).
Картина Джеймса Энсора “Скелеты, сражающиеся за тело повешенного”.
Два скелета сражаются за тело повешенного, помещенное в центре композиции.
Странные фигуры, столпившиеся в дверных проемах по обеим сторонам, сочувственно
обратили лица-маски к происходящему. Мы приглашены с изумлением созерцать этот
фантастический и чудовипщый спектакль. Гротескная сцена символизирует царство
абсурда и хаоса, отвечая мироощущению художника, его трагическому чувству бытия.
Драматический характер живописи Энсора, ее мощное эмоциональное воздействие
импонировали немецким художникам-экспрессионистам. Джеймс Энсор оказал очень большое
влияние на творчество Эмиля Нольде, посетившего его в 1911 году. Маски, скелеты,
отвратительные фигуры-призраки постоянно присутствуют в произведениях Энсора.
Большинство его живописных и графических работ откровенно сатиричны, исполнены
хлесткого и горького юмора. Англичанин по происхождению, Энсор жил в Остенде в
полном уединении. В 1929 году художник принял бельгийское гражданство.