Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Хем Ян Давидс
Картины и биография

Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz de Heem) (1606–1684), нидерландский живописец. Родился в Утрехте. Учился в родном городе у Б. ван дер Аста. Работал в Лейдене, Антверпене, в Утрехте. Картины де Хема крупного горизонтального формата с изображением праздничных столов, архитектуры и условного пейзажа заставлены дорогой утварью и предметами щедрой трапезы.

Хем Натюрморт с лобстером
Натюрморт с лобстером, 1634,
Городской музей, Штутгарт
Хем Фруктовая композиция
Фруктовая композиция, 1648,
Музей истории искусства, Вена
Хем Натюрморт с десертом
Натюрморт с десертом, 1640,
Музей Лувр, Париж

Типичное для голландских мастеров натюрморта понимание единства светотеневой и живописной среды (Питер Клас, Виллем Хеда) соединилось в творчестве Яна Давидса де Хема с чисто фламандским тяготением к изобилию и роскоши земных благ ("Натюрморт с десертом", 1640, Музей Лувр, Париж; "Натюрморт с лобстером", 1634, Городской музей, Штутгарт; "Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами", около 1660, Амстердам, Рейксмузеум).

Яна Давидса де Хема многие признают величайшим мастером натюрморта в Голландин. Блестящие, сочные цвета на картинах художник и уверенная кисть заставляют предположить, что нидерландский живописец изучал произведения Яна Вермеера. Ян Давидс де Хем был самым одаренным из семьи художников и вдохновлял живописцев натюрморта 17 и 18 веков, а также Анри Матисса, который так восхищался, в частности, работой Яна Давидса де Хема "Натюрморт с десертом", что сделал две копии с этой картины.

Картина Яна Давидса де Хема "Натюрморт с десертом".
Изобилие фруктов и экзотических угощений перемежается с набором богато украшенных кубков, кувшинов, винных бутылок на пышно накрытом столе. Это роскошное зрелище светится расточительными, щедрыми, чувственными красками и хотя и выглядит случайным, в действительности скомпоновано с великим тщанием. В Нидерландах того времени художники демонстрировали свое мастерство, живописуя широкое разнообразие предметов, часто с многозначным подтекстом и скрытым символизмом христианских, философских и метафизических идей. Эта картина являет, однако, чистое празднество чувств.