Хоох Питер
Картины и биография
Питер де Хоох (Pieter de Hooch) (1629 – после 1684) (также иначе Хох, Гох), голландский живописец. Около 1646–1649 годов учился у К. Берхема в Харлеме; работал в Делфте и Амстердаме, испытал влияние Яна Вермера Делфтского и Карела Фабрициуса.
Изображая сцены бюргерского быта, Хоох с любовной тщательностью передавал поэтическую одухотворенность наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков (“Дворик”, 1658, Национальная галерея, Лондон; “Мать у колыбели”, около 1660, Картинная галерея, Берлин-Далем). В картинах Питера де Хооха сюжетное повествование сведено к минимуму и господствуют общее лирическое настроение, очарование спокойного, неторопливого течения жизни; в колорите преобладают воздушные золотистые тона, оттененные пятнами чистого цвета.
Картина Питера де Хооха “Хозяйка и ее служанка во внутреннем дворике”.
Спокойная сцена, передающая эпизод из жизни городского дома, заботливо
перечисляет мелкие, тонко подмеченные подробности. Чистый, прозрачный свет
придаст изображению живое правдоподобие, а две фигуры казались бы навечно
заключенными в замкнутом мирке дворика, если бы не отворенная на улицу калитка.
Открытый пролет двери был излюбленным приемом де Хооха; он часто писал темный
передний план с открытой дверью, ведущей в ярко освещенные внутренние покои.
В картине “Хозяйка и ее служанка во внутреннем дворике” царит атмосфера спокойной, привычной повседневности, но одновременно присутствует ощущение, что эти простота и тишина сами по себе прекрасны. Ранние картины де Хооха изображают двух-трех персонажей, занятых домашними делами в комнатах, залитых светом. В поздних работах художник оставил эти чудесные светлые простые дома ради достаточно претенциозных сцен светской жизни. Люди на его полотнах стали богаче, но сами картины оскудели и потеряли свои световые достоинства.