Терборх Герард
Картины и биография
Терборх Герард (Terborch Gerard) (1617–1681), голландский живописец. Учился в 1633–1635 у П. Молейна в Харлеме, где познакомился также с творчеством Франса Халса; работал в Харлеме, Амстердаме и других городах Голландии, побывал в Англии, Испании, Италии, Германии, Франции.
В 1630-е годы – начале 1650–х годов, Терборх писал отмеченные мягкими светотеневыми эффектами сцены народного и солдатского быта (“Солдаты, играющие в карты”, около 1640, “Семья точильщика”, начало 1650–х годов, – обе в Картинной галерее, Берлин-Далем), позже обратился к сценам из жизни богатых бюргеров, изображая немногочисленные фигуры в нарядных интерьерах.
Лучшие картины Терборха этого периода отличаются строгим изяществом и сдержанностью образов, холодноватой красочной гаммой, тонкостью светотеневой моделировки, виртуозной передачей фактуры шелковистых одежд (“Отеческое внушение”, около 1655, Картинная галерея, Берлин-Далем; “Женщина, пишущая письмо”, около 1655, Маурицхёйс, Гаага; “Урок музыки”, музей изобразительных искусств, Москва). Терборху принадлежат также небольшие, изысканные по живописной манере и образному строю портреты в рост (“Портрет дамы”, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва).
Картина Герарда Терборха “Танцующая пара”.
Модный кавалер в военной форме с игривым взглядом приглашает на танец
застенчивую девушку в нарядном платье из белого шелка. Луч света освещает пару в тот момент, когда он берет ее за
руку; остальная часть просторной комнаты и сидящие наблюдатели погружены в тень.
Терборх, голландский портретист и живописец изящных жанровых картин, добился
признания своими интерьерными сценами из жизни состоятельных семей и мастерством
передачи дорогах тканей, таких как шелк и атлас. Тонкость и детализированность
его картин, а также забавное очарование его немного кукольных персонажей были
притягательными для вкусов среднего класа Харлема и Амстердама. Терборх много
путешествовал по Европе и из первых рук знал творчество почти всех великих
художников XVII века, включая Рембрандта и Диего Веласкеса, однако их влияние
никак не сказалось на его стиле живописи.