Искусство Восточной Германии 20 века
Прочную и давнюю реалистическую традицию, но почти прерванную годами широкого распространения экспрессионизма и «новой вещественности» (или «магического реализма» – модернистического направления, получившего развитие в нацистской Германии), имеют художники ГДР. Их важнейшей задачей после установления народной власти стала борьба за искоренение пережитков фашизма и в сознании вступивших на путь строительства социализма жителей Восточной Германии.
Немецкие художники воздвигают памятники жертвам фашизма, борцам за свободу Германии. Один из самых значительных – «Памятник борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде» (1952–1958) Фрица Кремера (р. 1906), почетного члена Академии художеств СССР. У подножия высокой башни-колокольни установлена скульптурная группа – это узники концентрационного лагеря, герои Сопротивления, изможденные телом, но не сломленные духом. Как призыв к отмщению, как предупреждение грядущим поколениям воспринимаются их трагические образы, полные решимости и мужества.
Политическая насыщенность отличает графику в изобразительном искусстве Восточной Германии, в которой были сильны экспрессионистические тенденции. Освобождаясь от болезненного надлома, немецкие художники и графики 20 столетия создают произведения оптимистического звучания. Таковы рисунки художника и графика Макса Лингнера (Max Lingner) (1888–1959), поздние произведения художницы Леа Грундиг (Lea Grundig) (1906–1979), активных борцов-антифашистов, развивающих лучшие традиции прогрессивной графики.
Лингнеру принадлежит одна из значительных монументальных росписей – двадцатипятиметровый фриз Дома министерства в Берлине. В композиции «Крестьянская война» (1952–1955), обратившись к исторической теме, художник сумел дать обобщающий образ великой эпопеи немецкого народа, сочетая эмоциональное напряжение и правду истории с лаконичной конкретной формой выражения.
Все больший размах приобретает в культуре Восточной Германии монументальное искусство. Решение проблемы синтеза архитектуры, живописи и скульптуры находит воплощение в ряде новых ансамблей, созданных в 1960-е годы в Берлине, Дрездене и других городах. Университет имени Гумбольдта в Берлине, Дворец культуры в Дрездене с замечательной фреской Герхардта Бондцина (р. 1930) «Путь красного знамени» на фасаде здания.
Неразрывно был связан своей деятельностью с коммунистической партией Отто Нагель (Otto Nagel) (1894–1967), один из инициаторов вместе с Кете Кольвиц установления дружеских связей с художниками Советского Союза в 1920-е годы. Организатор Выставки немецкого искусства в СССР в 1924–1925 годах, Отто Нагель стал почетным членом Академии художеств СССР. Художником созданы образы трудящихся свободной Германии: «Новая учительница», «Молодой строитель-каменщик» (1950), с просветленными открытыми лицами, спокойными уверенными взглядами.
Современная тема преобладает в творчестве художника Рудольфа Бергандера (Rudolf Bergander) (1909–1970), который также является автором серии картин реалистического плана с использованием откровенной обнаженной натуры свободных женщин Восточной Германии. Светлые, чистые образы молодежи Восточной Германии с ее разнообразными интересами создает Вальтер Вомака (Walter Womacka) (р. 1925). Картины «Девочка с голубем» (1957), «На пляже» (1962) художник наполняет красочными гармониями, звучными и напряженными. Значителен вклад в развитие немецкой графики ровесника Великого Октября Вернера Клемке (р. 1917), почетного члена Академии художеств СССР, создателя проникновенного образа Владимира Ульянова-Ленина к поэме Маяковского.