Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Культура и искусство Хорватии
Творчество Ивана Мештровича

По сравнению с сербским искусством хорватское несколько запаздывает в своем развитии. На протяжении 19 века в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распространяются идеи национального освобождения и подъема хорватской культуры.

Мештрович Психея
Психея
1927, Загреб
Мештрович Воспоминания
Воспоминания
1908, Париж
Мештрович Вдова с ребенком
Вдова с ребенком
1909, Народный музей, Белград

Карас. Среди сторонников движения за национальную независимость и сближение с другими славянскими народами был выдающийся хорватский художник Векослав Карас (1821 – 1858). Он получил художественное образование в Италии, где познакомился с русским художником А. Ивановым. В картине «Девушка с лютней» (1845–1847, Загреб, Галерея Югославской Академии) выявляются зрелое мастерство Караса, его внимание к внутреннему миру человека, точность рисунка и некоторая жесткость ярких насыщенных красок. Карасу принадлежит ряд портретов передовых деятелей хорватской культуры.

К концу 19 столетия в искусстве Сербии, Хорватии и Словении распространяются влияния импрессионизма. В это время усиливаются тенденции к взаимосвязи искусств народов Югославии, готовится почва к объединению страны, происшедшему в 1918 году.

Мештрович. В первое десятилетие 20 века складывается искусство самого выдающегося югославского скульптора хорвата Ивана Мештровича (1883–1962). Сын крестьянина, Мештрович получил образование в Сплите, а затем в Вене и Париже; испытав влияние французских скульпторов Родена и Бурделя, он вырабатывает свой стиль, строго монументальный, возвышенный, усложненный поисками ассоциативных образов и символов, характерных для эстетики модерна.

Мештрович Персефона у фонтана
Персефона у фонтана, 1946, Рим
Мештрович Персефона
Персефона, 1946, Рим

Лучшие из созданных скульпторов образов полны мужественной силы, героики, монументальности. Широко использовал Мештрович народный эпос, почерпнув в нем дух патриотизма, отваги и стойкости. Мештровичу принадлежат проект масштабного величавого монумента на Косовом поле (1908), памятники славянским деятелям Марко Маруличу, Григорию Нинскому, неизвестному солдату в Белграде (1934–1938), а также глубоко правдивые портреты, среди которых выделяется особой драматичностью и суровостью портрет матери (1908, Белград, Народный музей).

В этой обобщенной, красивой но бережной, тонкой пластике образе далматинской крестьянки словно нашли выражение мудрость народа, пережитые тяготы и страдания. Замечателен портрет матери, исполненный в рельефе (1926–1930). Драматизм, повышенная экспрессия, а подчас и стилизация характеризуют поздние произведения Мештровича, созданные им вдали от родины, в США, где поселился и работал хорватский скульптор.

История зарубежного искусства ►