Культура и искусство Сербии 19 века
В конце 18 – начале 19 века с разложением военно-феодального режима и зарождением капиталистической системы в недрах Османской империи усиливается национально-освободительное движение в завоеванных южнославянских землях.
Благодаря вмешательству России после Адрианопольского мира 1829 года получает самостоятельность Сербское княжество, сохраняя лишь вассальную зависимость от Турции. С этого времени быстрым темпом идет процесс становления сербской культуры и искусства. Наряду с деятелями просвещения за создание национальной культуры выступили художники.
Данил. Одним из зачинателей сербской живописи был Константин Данил (1798–1873), автор портрета Павла Кенгельца (около 1830 года., Панчево, Сербская церковная община), видного историка того времени, сурового, умного, полного сознания собственного достоинства человека.
Абрамович. Страстным поборником национального искусства был Дмитрий Абрамович (1815–1855), который много путешествовал по родной стране в целях изучения старого искусства. В портрете писателя Вука Караджича (1840, Белград, Народный музей) он создает глубокий, вдохновенный образ ученого, борца и общественного деятеля, мужественного и решительного. В 1860–1870 годах в Сербии идет борьба за независимость. Выдающееся значение крестьянских масс в освободительном движении народа вызвало обращение писателей и художников к крестьянской теме. Наряду с портретом развиваются историческая картина и пейзаж.
Якшич. К темам истории обращается художник-романтик, драматург и поэт Джура Якшич (1832–1878), участник революционно-демократического движения. Художнику принадлежат исторические полотна, проникновенно рассказывающие о борьбе сербского народа за освобождение: «Убийство Карагеоргия» и «На страже» (обе – Белград, Народный музей). Взволнованно воссоздает художник эпизоды восстания сербов, укрупняя масштабы изображения, пользуясь резкими светотеневыми контрастами. Измученные, но сильные духом повстанцы олицетворяют героизм и стойкость сербского народа, сражающегося за независимость.
Крстич. Крестьянская тема занимает видное место в творчестве Джордже Крстича (1851–1907). Сын бедного крестьянина, ценой больших усилий получил он художественное образование в Мюнхенской академии. Значительное воздействие оказало на него искусство Курбе. В своих правдивых, несколько сумрачных по колориту картинах Крстич подчеркивал национальные характеры героев, своеобразие родной природы. Таковы образы крестьянок в картинах «Под яблоней» (1882), «У источника» (1883). В пейзажи, свободно и широко написанные, художник включал старинные сербские постройки – «Монастырь Студеница» (1884, все –- Белград, Народный музей).
Тенкович. В области жанровой и пейзажной живописи работал и Милош Тенкович (1849–1890), создатель ряда проникновенных образов людей труда («Продавщица цветов», 1877, Белград, Народный музей) и полных лиризма пейзажей.