Культура и искусство Польши 20 века
Огромный урон нанесли фашистские орды польскому народу, и в частности его столице – Варшаве. Поистине героический труд по восстановлению города из руин и пепла вызвал прилив творческой энергии архитекторов, скульпторов, возрождавших исторические памятники, дома, улицы. В честь своей освободительницы Советской Армии польский народ соорудил монументы. Один из них – в Ольштине – воздвигнут Ксаверием Дуниковским (Xawery Dunikowski) (1875–1964). По его же проекту создан монументальный памятник силезским повстанцам на горе святой Анны (1949–1952).
Синтетичность, драгоценное чувство ансамбля нашло выражение в работах Дуниковского по восстановлению Вавельского замка в Кракове: для потолка Зала посланников он исполнил из дерева портреты актрисы Хелены Моджеевской, писателя Яна Кохановского и других, раскрывающие живые и яркие характеры. Своеобразная характерность, декоративная раскраска в сочетании с реалистической формой сближают их с творениями старых мастеров, и в то же время большая свобода сполнения и эмоциональность выдают руку нашего современника.
В строго реалистических традициях работает Марьян Конечный (р. 1926), автор монумента Владимиру Ульянову-Ленину, почетный член Академии художеств СССР. Острота восприятия и чувство современности отличают станковую пластику Станислава Горно-Поплавского (р.1902), исполнившего портреты сурово-скорбной матери Белоянниса (1953), полной лиризма и обаяния женственности – «Янели» (1957).
Больших успехов добились мастера польского плаката, быстро и образно откликающиеся на важнейшие проблемы современности. Высокая идейность общественно-политических плакатов сочетается с острой лаконичной формой исполнения, неожиданными приемами использования отдельных деталей, насыщенного цветом пространства фона, предметов-символов, разнообразных шрифтов. Таковы плакаты художника и графика Тадеуша Трепковского (1914–1954) – «Нет!» (1952) и «Варшава» (1952). Гневным «Нет!» художник протестует против бомбы, сеющей смерть и разрушения. Возрождающуюся к мирной жизни Варшаву олицетворяют строительный кран и сидящий на нем белый голубь.
Среди мастеров польской станковой графики выделяется Тадеуш Кулисевич (р. 1899), в совершенстве владеющий острой линией, художник сложный и во многом противоречивый. Его графические циклы разнообразны и несут в ряде случаев следы повышенной экспрессии, а подчас и просто подчеркнутый интерес их создателя к решению формальных задач.
Лучшие из них: «Варшава» (1945–1946, пейзажи разрушенной Варшавы), «Солдаты мира и революции» (1952, среди них – особенно живо исполнен портрет Дзержинского) проникнуты глубиной чувства и раскрывают образы, полные взволнованности и правды.
Погоня за оригинальностью формальных приемов уводит многих польских живописцев в сторону от реализма. Однако выставки абстрактной живописи не получили поддержки народа. А наиболее талантливые художники Фелициан Щенсны-Коварский (1890–1948), Войцех Вейс (1875–1950), а вслед за ними и мастера более молодых поколений – Януш Качмарский, Бенон Либерский (р. 1926) обратились к решению больших задач создания реалистического искусства на основе национальной традиции.